6 понятие и предмет науки конституционного права

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.


Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает: 1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства; 2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений; 3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти; 4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства; 5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей; 6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука. Предмет конституционного права как науки составляют: — Конституционно-правовые институты. — Конституционно-правовые нормы. — Конституционно-правовые отношения.
— Конституционно-правовые отношения.

— Система институтов государства. Источники конституционного права как науки. Система источников конституционного права как науки: — Конституции — Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений. — Труды и наработки ученых. Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку.

Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов: 1. конституционное право как юридическая наука; 2.

конституционное право как отрасль права; 3. конституционные основы устройства общества государства; 4.

конституционные основы правового положения личности; 5. конституционные основы территориальной организации государственной власти; 6.

конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права.

Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства.

Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве Стр 5 из 36 » Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Конституция рф как основной источник конституционного права.

Юридические свойства Конституции рф

Конституция – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов. Юридические свойства Конституции РФ 1993г.: 1. Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч.

2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч.

1 ст. 15). 2. Конституция РФ является нормативным актом прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах. 3. Легитимность — она принята законным путем, т.е.
3. Легитимность — она принята законным путем, т.е.

в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность — ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Структура Конституции РФ: преамбулы; раздела первого – собственно текста Конституции, включающего 137 статей; раздела второго – заключительных и переходных положений. Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер.

Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи: ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями; осознание России частью мирового сообщества; гражданский мир и согласие; государственное единство; равноправие и самоопределение народов; незыблемость прав и свобод человека; демократические основы государства. Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в 9 главах: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство; президент РФ; Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации); Правительство РФ; судебная власть; местное самоуправление; конституционные поправки и пересмотр Конституции. Стр 3 из 62 Соседние файлы в предмете

  1. 04.03.2016536.06 Кб
  2. 04.03.2016411.14 Кб
  3. 04.03.2016223.74 Кб
  4. 04.03.2016537.6 Кб
  5. 04.03.201612.74 Кб
  6. 04.03.2016135.85 Кб
  7. 04.03.2016220.67 Кб
  8. 19.11.2018243.71 Кб
  9. 04.03.20161.05 Mб
  10. 04.03.2016999.42 Кб
  11. 16.12.201883.97 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

9.

Понятие, структура и история преподавания учебной дисциплины: “Конституционное (государственное) право России”.

От науки конституционного права следует отличать одноименную учебную дисциплину.

Отличия у них прежде всего в объеме материала.

Учебная дисциплина полностью базируется на науке конституционного права и, как правило, представляет часть этой науки Система учебной дисциплины производна от составителей учебной программы, объема отведенных часов на ее изучение, отношения.

Отличия касаются целей научной и учебной дисциплин. Цель учебной дисциплины — доведение до обучаемых через учебный процесс уже полученных наукой и апробированных практикой знаний; цель науки — накопление новых знаний о праве и государстве.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель¬ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате¬риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ¬ная задача иная — помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения.

Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован¬ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право¬вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст¬вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права?

Во-первых, данный курс имеет большое познавательное значение.

Он позволяет значительно расши¬рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об¬щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалое практически-политическое значение. Известно, например, что в про¬цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти¬туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было.

Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов. Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука конституционного права существовала и развивалась.
Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука конституционного права существовала и развивалась. В основном этим занимался профессорско-преподавательский состав юридических учебных заве¬дений.

При написании учебников по конституционному праву использовался не только опыт государственного строительства России, но и широкий материал по кон¬ституционному законодательству зарубежных, в основ¬ном европейских государств.

В учебниках и монографиях на основе этого опыта российскими государствоведами разрабатывались кон¬ституционно-правовые теории преобразования самодер¬жавия в конституционную монархию.

Наиболее широ¬кое распространение получили труды И.Е.Андриевского, В.М.Гессена, А.Д.Градовского, В.В.Ивановского, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина и др. После Октябрьской революции 1917 года консти¬туционно-правовая наука развивалась на базе марксист-ско-ленинской идеологии.

Ее методологическую основу составили работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. По вопросам социалистического государства и права в этих работах были сформулированы принципиальные положения о диктатуре пролетариата; социалистическом государстве; руководящей .роли рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государ¬ственном строительстве; о роли народных масс в управ¬лении государством; о сущности и содержании социа¬листической демократии и самоуправления; о выборных представительных органах в лице Советов как полити¬ческой основе государства; о социальной структуре об¬щества; о положении личности в социалистическом об¬ществе; о единстве прав и обязанностей граждан; о принципах и формах национально-государственного уст¬ройства при социализме; пролетарском интернациона¬лизме и социалистическом федерализме, унитаризме и автономии; о системе органов социалистического госу¬дарства и т.д.

Эти теоретические идеи легли в основу деятель¬ности по созданию и развитию социалистического госу¬дарства и права.

Они также составили методологи¬ческую основу развития науки конституционного права на весь социалистический этап развития Российского государства.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на идеологическую заданность, принцип партийности и классовости в научных исследованиях, за последнее время было опубликовано большое число фундаменталь¬ных работ по конституционному праву. Государствоведы принимали активное участие в подготовке проектов кон¬ституций и других законодательных актов. Необходимо также отметить отсутствие глубоких исследований по истории развития науки конституционного права Рос¬сии.

Исключение составляет работа Н.Я.Куприца

«Из истории науки советского государственного права»

(М., 1970), которая, к сожалению, носит фрагментарный ха¬рактер и в основном посвящена истории советского пе¬риода.

После 1917 года Основы советской науки конститу¬ционного права были заложены в работах П.И.Стучки, Н.В.Крыленко, Д.И.Курского, Е.Б.Пашуканиса, М.Н.Покровского, М.А.Рейснера и др.

В работах государствоведов послеоктябрьского пе¬риода были исследованы вопросы становления и разви¬тия древнерусской государственности, феодального этапа развития России.

Эти вопросы проанализированы в тру¬дах историков и государствоведов С.В.Юшкова, В.И.Невского, Б.Д.Грекова, Д.А.Магеровского, В.Н.Дур-деневского, К.А.Архипова. Государственно-правовые проблемы самодержавия периода абсолютизма и перехо¬да к конституционной монархии исследованы в работах Б.А.Титлинова, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, П.А.Са-дикова, А.Е.Преснякова, Ю.В.Готье, И.Д.Мартысевича, К.А.Сафроненко, Ф.И.Калинычева.
Государственно-правовые проблемы самодержавия периода абсолютизма и перехо¬да к конституционной монархии исследованы в работах Б.А.Титлинова, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, П.А.Са-дикова, А.Е.Преснякова, Ю.В.Готье, И.Д.Мартысевича, К.А.Сафроненко, Ф.И.Калинычева.

В развитие науки конституционного права значи¬тельный вклад внесли ученые-государствоведы, разраба¬тывающие вопросы конституционной организации идеятельности системы государственных органов России в рамках Союза ССР. Это И.А.Азовкин, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Дени¬сов, Д.Л.Златопольский, И.А.Исаев, М.П.Карева, М.Г.Кириченко, А.И.Ким, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, И.Н.Кузнецов, Н.Я.Куп-риц, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, .

А.И.Лепешкин, Г.И.Литвинова, А.И.Лукьянов, Н.И.Матузов, Н.Г.Ми¬шин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцйк, В.А.Ржевский, С.С.Сту-деникин, Б.Н.Топорнин, И.П.Трайнин, В.А.Туманов, Я.Н.Уманский, Н.П.Фарберов, О.И.Чистяков, К.Ф.Ше-ремет, Б.В.Щетинин, Б.С.Эбзеев и др.

Система знаний науки.

Наука конституционного права, как и всякая иная, пред­ставляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретиче­ских положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных от­ношений.

Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и нахо­дятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.Система науки конституционного права и пред­ставляет собой упорядоченную совокупность относи­тельно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.Данная система не формируется произвольно.

Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.Система науки конституционного права и пред­ставляет собой упорядоченную совокупность относи­тельно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.Данная система не формируется произвольно.

Ее основу составляет структурность самого предмета научного позна­ния. Поскольку таким предметом является одноименная от­расль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституци­онно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи бо­лее сложные, чем познание каждой из составных частей от­расли в отдельностм.

Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предме­та, разновидности ее норм, способы их реализации, особен­ности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретиче­ски определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники. Совокупность теоретических выводов, положений по всем на­званным выше проблемам и составляетпервый раздел в си­стеме науки, посвященный характеристике конституци­онного права и одноименной науки.

Этот раздел занимает первое место в системе, в силу того что без познания охваты­ваемых им проблем нельзя правильно понять связи, существую­щие между отдельными конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначе­ние, роль в общей системе правового регулирования. Поскольку наука конституционного права является отрас­левой, поэтому ее задачей является познание сущности, юри­дических свойств, функций основного источника отрасли, ко­торый занимает особое место во всей правовой системе.

Таким источником является Конституция.Второй раздел системы науки и составляют положения,обосновы­вающие теорию Конституции, дающие анализ консти­туционного развития государства.Следующая составная часть системы науки пред­ставляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституцион­но-правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое количество теорий, кон­цепций, связанных с исследованием проблем сущности Россий­ского государства, суверенитета, народовластия, формы правле­ния, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества.

К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношениях, принципах хо­зяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.Относительно самостоятельной частью науки явля­ются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса че­ловека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанно­стей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим поня­тием — «Основы правового статуса человека и гражданина».Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающийвсестороннюю теорети­ческую разработку проблем федерации, автономии.Шестой раздел, выделяемый в системе науки конститу­ционного права, объединяет исследования по проблемамор­ганизации и функционирования систем государствен­нойвласти и местного самоуправления.

Наука изучает принципы их построения, сущность и конкре-тые формы реали­зации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельность представи­тельных органов, избирательную систему, законодательный про­цесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с консти­туционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение конституционных основ местного самоуправления Таким образом, система науки в своей основе соответству­ет системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права. Конкретный перечень проблем того или иного раздела нау­ки не является раз и навсегда данным.

С развитием госу­дарства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего тео­ретического обоснования, утрачивают актуальность другие.

Стр 2 из 5 » Соседние файлы в папке

  1. 02.06.2015541 б
  2. 02.06.201586.02 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

2.Конституционно-правовые нормы и их особенности.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е.

непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.В качестве одной из особенностей норм, конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций.) Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности.

Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов.

Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти.

Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч.

4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны. Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п.

1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосованияУправомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав.

Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия.

Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст.

82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений.

Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению.

Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27).Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых.

Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

от 12 июня 2002 г., определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, актах органов государственной власти, актах муниципальных образований и их органов, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, средств массовой информации.

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой.