Авторское произведение определение из законодательства

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?


Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение.

Юридические лица не могут быть авторами, т.к.

произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда.

Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но к другим лицам на основании договора или по иным основаниям.

Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Понятие и признаки объектов авторского права

 Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений. Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права. Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г.

Ф. Шершеневичем:

«Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе»

[1, с. 256]. Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А.

Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» [2, с. 109]. Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским:

«Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»

[3, с.

32]. Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» [4, с.

А. Зенин:

«Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата»

науки, литературы или искусства» [4, с. 35]. По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции. Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения.

Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм: 1) письменной, например, рукопись или нотная запись; 2) устной, например, публичное произнесение или исполнение; 3) изображения, например, рисунок или эскиз; 4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической; 5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение. Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права.

При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений [5, с. 35]. В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона. Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований. Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав. В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране. Литература:

  • Канторович А. Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1916. — 781 с.
  • Зенин И. А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды). — М.: Статут, 2015. — 525 с.
  • Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  • Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Бр. Башмаковых, 1911. — 852 с.

Авторское право

воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Использовать в личных целях может только гражданин (физическое лицо).

Следовательно, юридические лица такое использование осуществлять не могут.Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

Следовательно, юридические лица такое использование осуществлять не могут.Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.

При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.Свободное использование произведения путем репродуцирования Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли:1) правомерно опубликованного произведения — библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Круг лиц, которые могут свободно осуществлять репродуцирование, ограничен законом. К ним относятся библиотеки, архивы и образовательные учреждения.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях. Положения данной статьи касаются лишь трех способов использования: воспроизведения; сообщения в эфир; сообщения по кабелю. Свободное использование указанными выше способами применимо только в отношении фотографических произведений, произведений архитектуры и произведений изобразительного искусства.

Данные произведения должны находиться постоянно в местах, открытых для свободного посещения, т.е. в садах, парках, территории улиц и т.п. Если данные произведения находятся там не постоянно, то свободное использование произведений указанными выше способами не допускается.

Свободное публичное исполнение музыкального произведения Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

Данная статья распространяет свое действие на такую категорию произведений, как музыкальные произведения.

Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения Комментируемая статья устанавливает возможность свободного воспроизведения произведений для целей правоприменения.

При этом статья касается не всех случаев правоприменения, а только производства по делу об административных правонарушениях, производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства. Такое воспроизведение может касаться как обнародованных, так и необнародованных произведений.
Такое воспроизведение может касаться как обнародованных, так и необнародованных произведений.

Представляется, что установление в статье свободного использования только путем воспроизведения не позволяет в полной мере реализовать как органами дознания, так органами предварительного следствии, судами и органами, осуществляющими производству по делу об административном правонарушении своих публичных функций.

Также необходимо допустить возможность свободного воспроизведения произведений и другими государственными органами для выполнения публичных функций. Лекция 7 Отчуждение исключительного права на произведениеДоговор об отчуждении исключительного права на произведение По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Существенными условиями данного договора является условие о предмете, и, если договор является возмездным — размер вознаграждения, который может быть определенным или определяемым. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме, несоблюдение которой влечет его ничтожность. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.Лицензионный договор заключается в письменной форме.

Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. * В настоящее время действует и подлежит применению постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г.

N 218

«О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»

.

Договор авторского заказаПо договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Сторонами договора являются Автор и заказчик.

В качестве автора может выступать только физическое лицо.Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.Срок исполнения договора авторского заказаПроизведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором.Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Например, договор заключается для создания произведения к какому-либо празднику.

Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения Автор произведения несет ограниченную ответственность по договору об отчуждении исключительного права, лицензионному договору и договору авторского заказа. При этом в первых двух договорах размер ответственности автора не может превышать размер реального ущерба, а договором он может быть даже уменьшен.
При этом в первых двух договорах размер ответственности автора не может превышать размер реального ущерба, а договором он может быть даже уменьшен.

В договоре авторского заказа автор обязан возвратить аванс, а если в договоре предусмотрена неустойка, — то выплатить еще и неустойку, однако аванс и неустойка в совокупности не должны превышать размер реального ущерба.

Автор несет ответственность только при наличии вины. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведениеПри отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Права автора при отчуждении произведения Право доступаАвтор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа).

При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.Данное право принадлежит только автору произведения изобразительного искусства и произведения архитектуры. Следует отметить, что данное право касается только оригинала произведения и предоставляет возможность автору требовать от собственника возможности осуществить право на воспроизведение произведения.

Право следования В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право следования относится к так называемым иным правам. Данное право относится к оригиналам произведений изобразительного искусства, авторским рукописям литературных и музыкальных произведений. Автор имеет право на «долевое участие» в случае публичной перепродажи указанных выше объектов.

Обязанность выплачивать вознаграждение автору возлагается на продавца. Размер и порядок выплаты вознаграждения определены Правилами выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей, литературных и музыкальных произведений, утвержденными постановлением Правительства от 19 апреля 2008 г. N 285. Служебное произведение Служебным признается произведение, созданное автором во исполнение служебного задания, данного работодателем в рамках трудовых обязанностей автора.

Авторские права на служебное произведение принадлежат автору.Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.Если работодатель в указанный трехлетний срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контрактуПо общему правилу (т.е.

если в контракте не предусмотрено иное) исключительное право на созданное по государственному или муниципальному контракту произведение принадлежит исполнителю. Вместе с тем стороны вправе предусмотреть в контракте, что исключительное право принадлежит Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, либо совместно публично-правовому образованию и исполнителю.

Лекция 8 Стр 4 из 7 » Соседние файлы в предмете

  1. 17.05.201535.64 Mб
  2. 18.03.2016296.96 Кб
  3. 17.05.201584.99 Кб
  4. 17.05.2015234.5 Кб
  5. 17.05.2015284.67 Кб
  6. 17.05.20152.52 Mб
  7. 17.05.20151.6 Mб
  8. 17.05.201550.6 Кб
  9. 18.03.20162.32 Mб
  10. 17.05.201578.34 Кб
  11. 17.05.20152.8 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

2. Понятие и источники авторского права.

Объекты авторского права: признаки, виды.

Творческие результаты, на которые не распространяются нормы авторского права. Статья 1259. Объекты авторских прав 1.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. 3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса. Стр 2 из 4 Соседние файлы в предмете

  1. 07.06.201533.08 Кб
  2. 07.06.2015296.96 Кб
  3. 07.06.201545.76 Кб
  4. 07.06.201570.79 Кб
  5. 07.06.2015152.06 Кб
  6. 07.06.201524.48 Кб
  7. 06.11.2018112.13 Кб
  8. 07.06.201533.8 Кб
  9. 07.06.2015192.51 Кб
  10. 07.06.2015222.21 Кб
  11. 07.06.201517.84 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

3.

Авторское право.

в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях; 3) государство становится субъектом авторского права в случае ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом, когда государство становится наследником носителя авторских прав и др. Соавторство. Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то речь идет о соавторстве. Произведение может представлять собой единое целое или состоять из частей.

Но от этого не зависит признание авторского права за авторами произведения.

Для возникновения соавторства необходимо чтобы вклад в создание произведения, причем на любой стадии творчества, отвечал требованию творческого характера. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.). Когда соавторство принадлежит авторам на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга — это раздельное соавторство.

Например, музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением. Когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, речь идет о нераздельном соавторстве.

В случае создания произведения как одного неразрывного целого, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.Кодекс относит к объектам авторского права и производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки инсценировки или другого подобного произведения). А также составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составление антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения).

Объект авторского права– это самостоятельное произведение, существующее в какой-либо объективной форме. Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

  1. 29.05.201519.6 Mб
  2. изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
  3. 29.05.2015205.74 Кб
  4. устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  5. 25.03.201627.83 Кб
  6. 25.03.2016131.52 Кб
  7. 29.05.2015154.46 Кб
  8. письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  9. звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);
  10. объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  11. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  12. 29.05.2015131.02 Кб
  13. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  14. 29.05.201564.21 Кб
  15. другие формы. Авторское право не распространяется на: 1) идеи 2) методы 3) процессы 4) системы 5) способы 6) концепции 7) принципы 8) открытия 9) факты. Не являются объектами авторского права:
    • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
    • произведения народного творчества (фольклор)
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Стр 9 из 15 Соседние файлы в предмете
      • 29.05.201535.33 Кб
      • 25.03.201627.83 Кб
      • 29.05.2015354.55 Кб
      • 29.05.2015139.78 Кб
      • 25.03.2016131.52 Кб
      • 29.05.2015131.02 Кб
      • 29.05.201564.21 Кб
      • 29.05.2015205.74 Кб
      • 29.05.2015154.46 Кб
      • 29.05.201519.6 Mб
      • 29.05.201573.6 Кб

      Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  16. 29.05.201535.33 Кб
  17. сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Стр 9 из 15 Соседние файлы в предмете
    • 29.05.201535.33 Кб
    • 25.03.201627.83 Кб
    • 29.05.2015354.55 Кб
    • 29.05.2015139.78 Кб
    • 25.03.2016131.52 Кб
    • 29.05.2015131.02 Кб
    • 29.05.201564.21 Кб
    • 29.05.2015205.74 Кб
    • 29.05.2015154.46 Кб
    • 29.05.201519.6 Mб
    • 29.05.201573.6 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  18. 29.05.201573.6 Кб
  19. произведения народного творчества (фольклор)
  20. 29.05.2015354.55 Кб
  21. 29.05.2015139.78 Кб

Ссылки

на Викискладе Международные конвенции и договоры

  1. (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.)
  2. (Москва, 24 сентября 1993 г.)
  3. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  1. утратил силу в связи с введением части 4 ГК РФ.

  2. , вступила в действие с 1 января 2008 года.

Законы других стран

  1. (англ.)

Статьи и книги

  1. Валерий Мешков. — о проблемах ведущих СМИ, связанных с защитой авторских прав на новости
  2. — статья из «ководства»
  3. Чигарин Т.

    Г.

  4. (о законе № 72-ФЗ от 20.07.2004, данный закон утратил силу в связи с введением части 4 ГК РФ)
  5. в
  6. // : В 86 томах (82 т.

    и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  7. Киви Берд. // : журнал. — 9 декабря 2008.

    — № 46. Проверено 9 июля 2009.

  8. Судебные дела с ()
    • )
  9. «Вебпланета», 18 июля 2009
  10. )
  11. Ольга Копцева. Эксмо, 2009 — о защите авторских прав в Интернете
  12. — законодательство об охране продуктов интеллектуального труда становится предметом дискуссии предвыборной гонки во Франции
  13. , 29 сентября 2006
  14. Михаил Вербицкий. — об этических аспектах интеллектуальной собственности

| | Объекты гражданских прав | | | и | | | | | | | | | | | | Авторское право | | · · · · · · Основные отрасли права · · · · · · · · · · · · · Комплексные отрасли права () · · · · · · и права · · · · · · · · · Авторское право · · · Юридические дисциплины · · · · · · · · · · · · · · · · · · · Известные юристы · · • • • • • по передаче имущества в собственность (розничной • • • • энергоснабжения • продажи недвижимости • продажи предприятия) • • • ( • • ) • по передаче имущества в пользование ( • предприятия • зданий и сооружений • • ) • найма жилого помещения • по выполнению работ ( • строительного • на выполнение проектных и изыскательских работ • на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд) • участия в долевом строительстве • об оказании услуг фактические возмездного оказания услуг • • () • • юридические • • финансовые • • • • • • ( • • • ) по реализации результатов интеллектуальной деятельности отчуждения исключительных прав • • • о совместной деятельности простого товарищества • • • о создании акционерного общества иные действие в чужом интересе без поручения • • () • • •

Смежные права

.

По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио — и телестанций на свои передачи.

Крылова З.Г. Основы права. 2010 показать содержание

Можно ли передать авторские права

Любой собственностью (в том числе результатом интеллектуального труда) распоряжается правообладатель. Владелец авторских прав может управлять ими по своему усмотрению. Передать права можно несколькими способами.Делается это, как правило, на основании авторского договора.

Так юридически называется документ, регламентирующий цели, порядок и условия передачи.

Иными словами, это обычный гражданский правовой договор, сторонами которого выступают:

  1. автор — физическое лицо;
  2. приобретатель — физическое или юридическое лицо.

Российское законодательство не так жёстко регламентирует использование авторских прав, как западные страны, поэтому очень важно чётко формулировать все пункты договора (во избежание двусмысленности).Другой способ передачи — наследование. Например, Иванов завещал внучке Наташе авторские права на сборник песен.

В 2000 году Иванов умер, а 2001 году его внучка вступила в права наследования. Авторское право будет действовать всю жизнь Наташи и ещё 70 лет после её смерти.

Разумеется, если будут внесены новые поправки в законодательные акты, этот срок может измениться.

Похожие работы на — Понятие авторского права в российском законодательстве

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!