Благоприятная окружающая среда потребитель статья 7 зпп решение суда загрязнение

Благоприятная окружающая среда потребитель статья 7 зпп решение суда загрязнение

Советы юристов:


1. Куда и к кому можно обратиться с проблемой загрязнения окружающей среды. 1.1. Обращайтесь в территориальный отдел Роспотребнадзора, укажите что недовольны работы органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза отходов с территории населенных мест. 1.2. Здравствуйте! Вы можете обратиться сразу в несколько инстанций: 1.

Прокуратура/природоохранная прокуратура; 2.

Администрация района или администрация сельсовета; 3.

Территориальный орган Министерства экологии и охраны окружающей среды. 2. Как правильно написать заявление на загрязнение окружающей среды?

2.1. Добрый день, правильно писать заявление в Роспотребнадзор или в произвольной форме, или заказать работу в личку выбранному юристу.

2.2. Добрый день! Такое заявление пишется в простой форме, излагайте все обстоятельства дела по существу и требуйте провести проверку.

2.3. В письменной форме, излагаете все известные факты и прочие данные, имеющие существенное значение для дела, указываете на наличие и содержание доказательств, просите провести проверку изложенных сведений и принять меры реагирования. После чего направляете заявления в прокуратуру и Росприроднадзор (не Роспотребнадзор, эта структура тут ни при чем). 3. Обязано ли казенное учреждение сдавать отчет по загрязнению окружающей среды в 2015 3.1.

Да, обязано сдавать отчет. 4. Должно ли ТСЖ платить взносы за загрязнение окружающей среды.

4.1. Здравствуйте должно ли ТСЖ платить взносы за загрязнение окружающей среды. НЕТ, такие взносы ТСЖ платить не обязано.

УДАЧИ ВАМ 5. У нас в селе местная администрация закапывает поселковый мусор в котлован, затем его закапывают. Мы обращались к главе он говорит денег нет вывозить на городской полигон, но договор у него с городским полигоном есть.

Говорит я вывожу, а куда вас не должно волновать. Но мы живём возле речки. Мусорный котлован находится в 1,5 км. от реки, мы опасаемся что идёт загрязнение окружающей среды.

Что нам людям делать? Куда обращаться? На какой закон делать упор? Заранее спасибо!

5.1. Добрый день! В таком случае Вам необходимо написать жалобу в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. Они проведут проверку и обяжут главу устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства. К жалобе желательно фотографии приложить.

6. Я ип парикмахер. Наемных работников нет. должна ли я платить налог за загрязнение окружающей среды?

6.1. Здравствуйте. Такого налога Вы платить не должны, но обязаны заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора.

7. Ип занимается розничной торговлей мяса на рынке (арендованное место) платит ли налог за загрязнение окружающей среды?

Какую отчетность надо сдавать по загрязнению? 7.1. Добрый день, спросите у администрации рынка, они наверняка осуществляют эти платежи и они уже включены в арендную плату. Но это то, что касается торговли на рынке! 8. Я живу на первом этаже, соседи с верху скидывают мусор под мои окна. Как наказать? Существует закон о загрязнении окружающей среды?
Как наказать? Существует закон о загрязнении окружающей среды?

8.1. Доброго времени суток, Иван.

Я живу на первом этаже, соседи с верху скидывают мусор под мои окна.

Как наказать? Напишите заявление участковому полиции. 8.2. Иван здравствуйте, обратитесь к вашему участковому в опорный пункт полиции; либо можете для начала обратиться в ваше Жилищно Эксплутационное Управление. 9. Было загрязнение земельного участка (земли сельхозназначения) ущерб нанесен на сумму 15000000 ущерб определен минэкологией могу ли я претендовать на ущерб, так как являюсь собственником этого участка.

Земля оформлено в собственность мне говорят что окружающая среда является собственностью государства я не согласен. 9.1. Можете взыскать ущерб, как собственник, который в рамках правомочий собственника пользуется этим земельным участком. Ссылайтесь в иске на 1064 Гражданского кодекса РФ.

10. Ульяновская областная дума приняла Постановление о нормировании загрязнений окружающей среды, в котором определены размеры административной ответственности за превышение выбросов, загрязняющих природные комплексы. Вправе ли субъект Российской Федерации проводить нормирование загрязнений объектов окружающей среды?

10.1. В Ульяновской области нет думы.

10.2. Решение задач это платная услуга 11. Как оспорить штраф за несвоевременную уплату сбора за загрязнение окружающей среды.

Причина — картотека на р/счете в банке 14873000 руб. 11.1. По указанному основанию — не оспорите. То, что не могли своевременно заплатить по причине отсутствия денежных средств в организации на счету — уважительной причиной неоплаты не является. 12. Вот такой вопрос, Что если одна фирма арендует у завода у участок, на переработку драг металлов причём завод по другой специальности, а эта фирма (арендатор) после переработки хим-процессов сливают Азотные, Соляные кислоты в почву или под деревце, НО на территории завода, Это считается загрязнение окружающий среды?

12. Вот такой вопрос, Что если одна фирма арендует у завода у участок, на переработку драг металлов причём завод по другой специальности, а эта фирма (арендатор) после переработки хим-процессов сливают Азотные, Соляные кислоты в почву или под деревце, НО на территории завода, Это считается загрязнение окружающий среды? И считается ли это уголовным преступлением? 12.1. ДА, это является нарушением экологических норм.

При тяжелых последствиях может быть и уголовная ответственность. 13. ООО открылось в апреле, пока деятельности нет, вид деятельности строительство.

Обязано ли ООО платить налог за загрязнение окружающей среды? Спасибо заранее. 13.1. Здравствуйте, если нет деятельности, то нет и налогов, сдавайте нулевые декларации.

14. ИП занимается розничной торговлей мяса-должен ли платить сбор за загрязнение окружающей среды? 14.1. Если ИП не утилизирует отходы, если таковые имеются, то да, должен. Если отходов нет — то конечно нет.

15. Соседи выкидывают мусор из окна.

(бутылки, остатки еды) и.т.д. предусмотрена ли статья за нарушение частоты или загрязнение окружающей среды.

Спасибо. 15.1. За выброс мусора в непредназначенных для этого местах предусмотрено наказание в виде штрафа, согласно статьям 8.1 и 8.41 КоАП РФ Поделиться в соцсетях: вконтакте facebook одноклассники telegram whatsapp Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет Бесплатный многоканальный телефон Читайте по теме: 14.09.2019 в 20:35 307 просмотров У актрисы Анастасии Заворотнюк начался отек мозга на фоне рака.

От этой болезни ранее скончались певица Жанна Фриске. Рейтинг публикации: 0 () 04.09.2019 в 13:05 189 просмотров Минприроды опубликовало список с самыми «грязными» городами.Неудивительно, что большая часть таких городов находится именно в восточной части страны, так как именно эта зона считается самой неблагополучной для рассеивания примесей по причине метеорологических условий.

Рейтинг публикации: 0 () 04.07.2019 в 10:39 434 просмотров На рассмотрение этот законопроект был выставлен Василием Власовым, зампредом комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Рейтинг публикации: 0 () 04.07.2019 в 10:38 5283 просмотров Именно такой закон был недавно принят Евросоюзом, но его вступление в силу ожидается лишь с 1 января 2021 года. Рейтинг публикации: 0 () 05.06.2019 в 16:47 249 просмотров Прe­зидe­нт СШA­ Дo­нa­льд Трa­мп зa­явил, чтo­ в хo­дe­ встречи с принцe­м Чa­рльзo­м в B­e­ликo­бритa­нии o­ни бo­льшe­ чa­c­a­ o­бc­уждa­ли угрозу глобального пo­тe­плe­ния.

Рейтинг публикации: 0 () 22.05.2019 в 15:36 165 просмотров В докладе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экологическим системам (IPBES) Рейтинг публикации: 0 () 07.05.2019 в 10:31 6557 просмотров В России решили запретить одноразовую пластиковую посуду. Рейтинг публикации: 0 () 03.04.2019 в 12:19 540 просмотров Строительство мусорного полигонаВ районе железнодорожной станции Шиес (Архангельская область), в четырех километрах от границы с Коми, в круглосуточном режиме ведется строительство полигона по приему твердых бытовых отходов из Москвы. Рейтинг публикации: 0 () 25.03.2019 в 02:26 280 просмотров В интернете идут бурные обсуждения нового налога для самозанятых граждан.

Новая система налогообложения начала работать в экспериментальном режиме с 1 января 2019 года на территории трех субъектов Российской федерации: Московской и Калужской области, в Республике Татарстан. Рейтинг публикации: 0 () 26.01.2019 в 22:10 169 просмотров Регионом с самым грязным воздухом признан Забайкальский край. Таковы данные рейтинга загрязненных регионов, составленного министерством природных ресурсов и экологии России.

Рейтинг публикации: 0 () Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2019 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Комментарий к Статье 7 ЗоЗПП РФ

1.

Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению.

Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. (О порядке установления требований по безопасности товара см. п. 5 комментария к ст. 4 Закона.) В случае неисполнения этой обязанности, т.е.

изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям государственного стандарта по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона. 2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст.

14 Закона. 2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона в зависимости от характера товара (работы).

Этими сроками являются установленный срок службы или срок годности (см. комментарий к ст. 5). Закон предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п.

1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю. На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает.

Косвенный ответ содержится в ст. 14, в соответствии с которой возмещается вред, причиненный вследствие необеспечения безопасности товара. В данном случае, предусмотренном ч. 2 п. 3 ст. 14, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Следовательно, и обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) каким-либо сроком (в указанном случае) не ограничена.

Следовательно, и обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) каким-либо сроком (в указанном случае) не ограничена.

Рекомендуем прочесть:  Как анонимно написать в полицию

Это является своеобразным наказанием за нарушение изготовителем (исполнителем) своих обязанностей, установленных Законом. Таким образом, ответственность изготовителя (исполнителя) за обеспечение безопасности по сравнению со старой редакцией Закона, где она ограничивалась 10 годами, резко усилена.

Точно также установление срока службы в тех случаях, когда это необязательно установлен, стимулируется установлением 10-летнего срока обеспечения безопасности.

О сроке обеспечения безопасности услуг см.

комментарий к гл. III Закона. 3. Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара.

Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах.

В новой редакции Закона определено, что изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец (исполнитель), в соответствии с Законом, обязан эти правила довести до сведения потребителя. Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель).

Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель).

Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, изготовителями (исполнителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред, в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными. 4. Одним из важных способов обеспечения права потребителя на безопасность товара (работы, услуги) является их обязательная сертификация.

Обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами РФ или государственными стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. В части определения круга товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, и видов актов, которыми устанавливаются требования по безопасности, старая и новая редакции Закона практически совпадают.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законами РФ. Одним из таких законов и является Закон о защите прав потребителей. Важным новшеством новой редакции Закона является повышение уровня определения перечня товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Согласно старой редакции Закона, это право принадлежало Госстандарту РФ.

Согласно новой редакции, обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), включенные в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно-меховые и овчинно-пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги (см. ЖК РФ с Комментариями), туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.

Постановлением поручено Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава РФ на основе утвержденных перечней опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей Среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Правовые основы проведения обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», введенным в действие с момента официального опубликования 25 июня 1993 года. Во исполнение этого закона Госстандартом РФ утверждены документы, определяющие процедуру проведения сертификации: Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, определяющие цели, принципы и общие правила по проведению обязательной и добровольной сертификации (постановление Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 21 марта 1994 года N 521); Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую (постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 5 апреля 1995 года N 826).

Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1139) в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года. На группы однородной продукции могут утверждаться специальные правила сертификации, учитывающие специфику соответствующих товаров.

Так, например, были утверждены в январе 1995 года Правила сертификации парфюмерно-косметической продукции, действие которых распространяется на следующие группы однородных товаров: продукция для ухода за кожей лица и тела; продукция для ухода за волосами; продукция декоративной косметики; продукция для интимных органов; специальная косметическая продукция; продукция для гигиенического ухода и придания запаха; средства для ухода за зубами и полостью рта; продукция для защиты кожи от воздействия вредных факторов. В новой редакции Закона сохранено запрещение продажи товара (работы, услуги), в том числе импортного, не прошедшего обязательную сертификацию. Проведение сертификации должно быть подтверждено маркировкой знаком соответствия и указанием в технической документации номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат.

Правила применения знака соответствия утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1138). За реализацию товаров (работ, услуг) без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. В отношении импортных товаров применяется Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Государственным таможенным комитетом РФ и Госстандартом РФ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 июня 1994 года N 599).

5. Пункт 5 ст. 7 устанавливает обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в производственно-хозяйственной области при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы).

Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем. Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должна быть установлена причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.), и возможность ее устранения.

В соответствии со ст. 18 Закона, проверку качества и проведение экспертизы обеспечивает продавец (изготовитель). Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери либо даже привести к прекращению производства.

Поэтому именно они прежде всего заинтересованы в возможно быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара. В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т.п.), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности. Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация — изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя — изготовителем (исполнителем) и продавцом.

Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства.

Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.е.

до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т.п.), или других недостатков. Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе, в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).

О порядке выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), см. комментарий к ст. 42 Закона. 6. Правило, установленное п. 6 ст.

7, является для Закона новым.

Факт реализации опасных товаров (работ) должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров (работ) могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компетенцией.

Изъятию подлежат товары (работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Изъятие товара (работы), представляющего опасность для окружающей среды, Законом не предусмотрено.

Товары (работы), представляющие опасность для потребителей, подлежат изъятию независимо от того, прошли они сертификацию или нет. Продажа таких недоброкачественных товаров (работ) запрещается, т.е.

они должны считаться товарами, изъятыми из оборота. В соответствии со ст. 169 ГК, договор по реализации опасного товара (работы) как заключенный с нарушением требований Закона, является недействительным. Если продавец (исполнитель) заведомо знал об опасности товара (работы) или сознательно допускал ее наличие (например, при продаже товара без сертификата соответствия), т.е.

действовал умышленно, то в этом случае договор является ничтожным, т.е.

недействительным с момента его заключения. Следствием этого является изъятие (конфискация) в доход Российской Федерации опасного товара и возвращение потребителю уплаченной суммы продавцом.

Взыскание осуществляется по решению суда, куда может обратиться любое заинтересованное лицо, в том числе потребитель, прокурор, органы государственного управления, местного самоуправления, общественные организации потребителей. В случае, если продавец действовал неумышленно, например, продавал товар, прошедший сертификацию, но оказавшийся все же опасным, такой товар все равно подлежит изъятию по решению суда в соответствии со ст.

243 ГК. (О конфискации товара в качестве административного взыскания см. комментарий к ст. 13 Закона.)

Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1003-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова Валентина Николаевича, Муртазина Загита Асхатовича и Олейник Натальи Георгиевны на нарушение их конституционных прав статьями 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕот 26 мая 2016 г.

N 1003-ООБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫГРАЖДАН КУЗНЕЦОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВИЧА, МУРТАЗИНА ЗАГИТААСХАТОВИЧА И ОЛЕЙНИК НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 11 И 12 ФЕДЕРАЛЬНОГОЗАКОНА «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И.

Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.

Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А.

Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д.

Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г.

Ярославцева,рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.Н. Кузнецова, З.А. Муртазина и Н.Г.

Олейник к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,установил:1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.Н. Кузнецов, З.А. Муртазин и Н.Г.

Олейник оспаривают конституционность

«Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды»

, предусматривающей в том числе право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, а также «Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды» Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».Как следует из представленных материалов, В.Н. Кузнецов, З.А. Муртазин и Н.Г. Олейник обратились в суд общей юрисдикции с исковым заявлением к промышленному предприятию об обязании снизить вредные выбросы в атмосферный воздух и прекратить строительство золоотвала в природоохранной зоне.

В обоснование требований они приложили газетные публикации о неблагополучной экологической обстановке в городе Омске.Суд первой инстанции иск оставил без движения и предложил истцам представить обоснования нарушения их прав помимо газетных публикаций, а именно доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между заболеванием супруги одного из истцов и действиями ответчика, а также указать, в чем заключается нарушение прав других истцов, и представить доказательства негативного воздействия экологической обстановки в городе Омске на их здоровье. Суд также указал, что с иском о прекращении строительства золоотвала в природоохранной зоне уполномочены обращаться компетентные органы. Поскольку заявители не устранили соответствующие недостатки, суд возвратил им исковое заявление.

Суд апелляционной инстанции определение о возврате искового заявления отменил и отказал в принятии иска, сделав вывод, что заявленные требования являются требованиями о прекращении хозяйственной деятельности ответчика, нарушающей экологическое законодательство, с которыми граждане в суд обращаться не вправе. С таким требованием в суд, помимо уполномоченных органов государственной власти, могут обратиться общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.По мнению заявителей, оспариваемые законоположения противоречат , , , , , и Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают их в защите права на благоприятную окружающую среду.2.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду ( и Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П и от 5 марта 2013 года N 5-П).В целях защиты прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду принят Федеральный «Об охране окружающей среды», положения которого направлены в том числе на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (преамбула).

Для реализации данных задач названным Федеральным закреплено понятие вреда окружающей среде — это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов , и указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде ; за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность .Данным Федеральным предусмотрен также комплексный механизм государственных гарантий защиты прав граждан в области охраны окружающей среды, предусматривающий систему мер административного и судебного характера: так, граждане имеют право как на обращение в органы власти, иные организации с жалобами по вопросам, касающимся негативного воздействия на окружающую среду, так и на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде . Учитывая открытый перечень прав граждан в области охраны окружающей среды, они не лишены возможности оспорить в суде решения органов публичной власти, в том числе в сфере градостроительства, если такие решения нарушают их права и законные интересы (к примеру, на санитарно-эпидемиологическое благополучие), в порядке, предусмотренном Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.Для предотвращения вреда окружающей среде граждане вправе обратиться в уполномоченные органы для проведения проверки соблюдения хозяйствующим субъектом нормативов выбросов в атмосферный воздух либо проверки планируемого строительства на соответствие экологическим и санитарным требованиям, а органы контроля в целях недопущения деятельности, представляющей опасность здоровью граждан, обязаны принять меры административного характера вплоть до временного запрета деятельности юридического лица ( Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

).

Кроме того, граждане вправе требовать компенсации вреда, причиненного им загрязнением воздуха, и прекращения противоправного поведения.

Так, согласно Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха, а в силу ГК Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Данные нормативные положения в целом согласуются с требованиями Федерального «Об охране окружающей среды» о приостановлении или прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды ( и ).Тем самым в системе действующего правового регулирования в области охраны окружающей среды гражданам предоставляется достаточное количество адекватных средств и возможностей для получения государственной, в том числе судебной, защиты права на благоприятную окружающую среду. Следовательно, будучи правовой базой для реализации экологических прав граждан и формирования безопасных природных условий жизни, оспариваемое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на судебную защиту.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Российской Федерации, федеральными законами (определения от 17 апреля 2003 года N 123-О, от 16 ноября 2006 года N 493-О, от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О и др.).

Допускаемое Федеральным законом «Об охране окружающей среды» различие в правах и обязанностях граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, на которое ссылаются заявители в своей жалобе, не свидетельствует о намерении государства ограничить законный интерес и права граждан на благоприятную окружающую среду. Такое различие обусловлено особенностями нормативного содержания экологических прав граждан, которые реализуются в данной сфере во взаимодействии с публичными субъектами в силу наличия общего интереса в предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий. При этом законодатель наделен достаточно широкой дискрецией в вопросе установления юридических гарантий в виде возможных средств судебной защиты граждан в области охраны окружающей среды при условии сохранения надлежащего баланса интересов между всеми участниками данных отношений.

Таким образом, с учетом общей направленности оспариваемых законоположений на формирование правопорядка, обеспечивающего (гарантирующего) экологические права и обязанности граждан, нет оснований полагать, что они нарушают систему конституционных принципов (, и Конституции Российской Федерации) в области охраны окружающей среды и тем самым — конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.Разрешение же вопроса, связанного с выбором надлежащего способа защиты прав в области охраны окружающей среды, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерацииопределил:1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова Валентина Николаевича, Муртазина Загита Асхатовича и Олейник Натальи Георгиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.2.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.ПредседательКонституционного СудаРоссийской ФедерацииВ.Д.ЗОРЬКИН——————————————————————

Содержание

Статья 7 ЗоЗПП РФ состоит из 6 пунктов.