Где указывается вид разрешенного использования земельного участка

Где указывается вид разрешенного использования земельного участка

Для чего нужно знать ВРИ?


На приобретенном участке невозможно строить все, что заблагорассудится, поскольку, например, на земле, предназначенной для строительства торговых объектов, невозможно заниматься сельским хозяйством.Это противоречит юридическим регламентам и за такую самодеятельность можно получить штраф по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.Согласно этой статье, в случае, если уже была определена кадастровая стоимость земельного участка, гражданские лица обязаны выплатить до 1% от общей суммы, но при этом она не должна быть менее 10000 рублей.

Для юридических лиц штраф больше, он составляет от 0,5 до 2%.Если же кадастровая стоимость земли еще не была определена, то первая категория лиц должна выплатить штраф в размере от 10000 до 20000 рублей, а вторая — уже от 100000 до 200000 рублей.Вопрос очень серьезен, поэтому игнорировать его нельзя.

Как определить и изменить вид разрешенного использования земельного участка, на который распространяется утвержденный градостроительный регламент?

В случае если в отношении земель, в состав которых входит земельный участок, градостроительный регламент утвержден, он может предусматривать три категории видов разрешенного использования такого участка:

  • условно-разрешенные.
  • вспомогательные;
  • основные;

Основные виды разрешенного использования предусматривают размещение на участке объектов капитального строительства, назначение которых предпочтительно в рамках данной территориальной зоны и соответствует целям ее выделения. Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ). Вспомогательные виды разрешенного использования также разрешены к выбору правообладателями участков без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешенным видам использования в силу прямого указания п.

1 ст. 37 ГрК РФ. Это означает, что застраивать земельный участок исключительно объектами, соответствующими вспомогательному виду разрешенного использования, недопустимо. Указанные объекты могут быть размещены на участке только совместно с объектами, соответствующими основным или условно разрешенным видам использования. Как правило, вспомогательные виды использования допускают размещение на участке объектов, необходимых для использования или обслуживания объектов, построенных в рамках основного вида разрешенного использования участка.

При этом в правилах землепользования и застройки обычно предусматриваются ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами его использования.

Например, может быть предусмотрено, что площадь, занятая соответствующими объектами, не может превышать 30% от общей площади земельного участка.

Порядок выбора основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков такими их правообладателями, как органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, в настоящее время законодательством не определен.

Однако согласно п. 56 информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.

2014 № 171-ФЗ „О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“», если земельный участок находится в публичной собственности, то выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования осуществляется в особом порядке: уполномоченный орган принимает решение об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и направляет его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия. Источник: https://lawsexp.com/zemlya-i-stroitelstvo/izmeneniya-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka.html

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

При изменении вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Чтобы это сделать необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования. Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.

Глава местной администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Виды разрешенного использования делятсяна основные, условно разрешенные, вспомогательные. От принадлежности к одной из этих категорий зависит порядок изменения вида использования.

Порядок изменения вида разрешенного использованияземельного участка зависит от того, утверждены ли для данного муниципального образования правила землепользования и застройки. Обычно такие правила утверждены.

Они устанавливают границы территориальной зоны, содержат градостроительный регламент. Кроме того, из них можно узнать порядок изменения вида разрешенного использования.

При изменении вида использования нужно соблюдать технические регламенты. Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в данном муниципальном образовании, необходимо уточнить, есть ли правила землепользования и застройки.

Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте. Если правил нет, уточните порядок изменения вида разрешенного использования участка в местной администрации.

Если для земель градостроительный регламент не устанавливается, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется иначе. Может потребоваться, например, перевести земли из одной категорию в другую.

Перечень видов разрешенного использованиядля данной территориальной зоны можно узнать из градостроительного регламента. Они устанавливаются согласно классификатору, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540. Указанный регламент может устанавливать вид разрешенного использования с учетом особенностей территориальной зоны и предусматривать сочетание разных видов использования участка.
№540. Указанный регламент может устанавливать вид разрешенного использования с учетом особенностей территориальной зоны и предусматривать сочетание разных видов использования участка.

Если необходимо изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Изменить вид разрешенного использования не представляется возможным в следующих случаях; — по требованию арендатора — если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах; — у арендатора самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования; — если градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.

Чтобы изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования, собственнику необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.

Основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель (кроме, например, органов государственной власти, ГУП и МУП) может самостоятельно выбрать из установленных градостроительным зонированием. Так, вам не нужно получать согласие органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.

Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, нужно получить разрешение на новый условно разрешенный вид использования земельного участка. Для этого заинтересованное лицо (например, арендатор) должно подать заявление в уполномоченный орган муниципального образования, например в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования.

В некоторых муниципальных образованиях это можно сделать через МФЦ или на портале госуслуг.

Форма заявления приводится в региональном административном регламенте по предоставлению данной услуги. Также ее можно найти на портале госуслуг или на сайте МФЦ.

Перечень документов, которые следует приложить к заявлению, также установлен регламентом.

Например, может понадобиться согласие собственника участка на изменение вида разрешенного использования. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимает глава местной администрации, как правило, по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования.

Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни. Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки.

Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?

Доброго времени суток. Помогите в решении очень важного дела!

Земельный участок: 58:29:1009022:18 приобретён в собственность как дача. Как можно узнать — какие можно на этом участке делать бизнесы?

Интересует придорожый бизнес, т.к. участок находится в непосредственной близости к федеральной трассе.

И он числится в категории — земли поселений, по классификатору (описание) для ведения гражданами садоводства и огородничества. В размещённой карте зонирования на сайте гор.администрации ничего не ясно, такое впечатление, что это сделано специально — только через обращение к специалисту можно всё рассмотреть подробно.

25 Августа 2013, 18:39, вопрос №189928 Лена, г.

Пенза Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 527 ответов 118 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Пермь Бесплатная оценка вашей ситуации 1. смотрим правила землепользования и застройки Пензы, определяем к какой зоне относится з.у.
смотрим правила землепользования и застройки Пензы, определяем к какой зоне относится з.у.

и какие виды разрешенного использования земельного участка и условно-разрешенного использования земельного участкане понятно тогда:2. запрос в администрацию сообщить разрешенного использования земельного участка и условно-разрешенного использования земельного участка для этой зоны. Любой вид разрешенного использования земельного участка собственник выбирает самостоятельно ст.37 ГрК РФ.

26 Августа 2013, 05:43 0 0 245 ответов 113 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Курск Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Лена!

В сообщении вы указали категорию земель «земли поселений» ( в настоящее время «земли населенных пунктов») и вид разрешенного использования «для садоводства и огородничества». Что можно на данный момент делать на этом участке — эксплуатировать его в соответствии с разрешенным использованием.

Вы же хотите, как я поняла, вести придорожный бизнес (кафе, отель и пр?). В этом случае обратитесь в администрацию муниципального образования по месту расположения земельного участка с просьбой провести публичные слушания об изменении вида разрешенного использования ( например для строительства или для размещения чего либо). Если такое изменение возможно, думаю вам пойдут навстречу.

С уважением, Ирина! 26 Августа 2013, 21:07 0 0

Какие еще виды разрешенного использования земель бывают?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель.

Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  1. условно разрешенные виды использования земель;
  2. вспомогательные виды.
  3. основные виды разрешенного использования;

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе.

Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков.

Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения.

Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.FacebookTwitterВконтактеGoogle+ Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Многоэтажная

Имеет код 2.6.

Многоквартирные дома от 9 этажей и выше, пригодные для постоянного проживания.Пункты 2.5 и 2.6.

предполагают также размещение элементов благоустройства:

  1. магазины и прачечные.
  2. подземные и наземные парковки;
  3. лавочки и урны, кустарники;
  4. детские и спортивные площадки;

Подробнее о видах разрешенного использования земель населенных пунктов читайте .

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Источник: Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести.

Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru. Виды разрешенного использования Источник: , pixabay.com По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам. В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено.

В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства». Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в , утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными.

Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки).

Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ. Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.
Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Когда нельзя изменить ВРИ Источник: Изменить ВРИ невозможно: — по требованию арендатора — если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах; — арендатору самостоятельно — если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования; — если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Где подать заявление на изменение ВРИ Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области. Установление соответствия ВРИ классификатору Источник: , pixabay.com В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр. Как установить соответствие классификатору Источник: , Роман Варцев Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка — собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через . Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ. Порядок и сроки оказания услуги Источник: Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ.
Порядок и сроки оказания услуги Источник: Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту. Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления». Плата за изменение ВРИ Источник: , Александр Кожохин В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области.

Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство. Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

Вспомогательные виды разрешенного использования

устанавливаются в дополнение к основным или условно разрешенным видам разрешенного использования; таким образом, вспомогательный ВРИ не может быть единственным видом разрешенного использования, который установлен земельному участку. Чтобы иметь возможность использовать земельный участок в соответствии с назначением, предусмотренным вспомогательным видом разрешенного использования, правообладатель участка должен внести данный ВРИ в единый государственный реестр недвижимости.

Для этого правообладатель участка обращается в уполномоченный орган с уведомлением о выборе одного из вспомогательных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом его земельного участка. Если Вы заинтересованы в установлении вспомогательного ВРИ своему земельному участку, необходимо принимать во внимание, что установление вспомогательных видов может вести к увеличению . Следует отметить существенную , которая установлена .

Так, в г. Москве широкий перечень вспомогательных видов разрешенного использования установлен практически всем территориальным зонам, допускающим застройку. В том числе для большинства застроенных участков в качестве вспомогательных предусмотрены такие коммерчески ценные виды как торговля, размещение различных видов офисов и т.д. Вместе с тем, совокупная общая площадь объектов, размещенных в рамках вспомогательного вида разрешенного использования, не может превышать 25% общей (поэтажной) площади всех капитальных строений, расположенных на земельном участке.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по выбору вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельных участков и .

Наши специалисты помогут определить необходимость установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, рассчитают его возможную кадастровую стоимость и осуществят все необходимые действия по внесению вспомогательного вида использования земельного участка в реестр недвижимости.
Наши специалисты помогут определить необходимость установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, рассчитают его возможную кадастровую стоимость и осуществят все необходимые действия по внесению вспомогательного вида использования земельного участка в реестр недвижимости.

Как внести изменения

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить.

Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

. В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Основные виды разрешенного использования по зонам

Разделение земель поселений по видам разрешенного использования регламентируется . Все земли населенных пунктов условно делят на крупные территориальные зоны.Выделяют следующие основные зоны:

  1. предпринимательства;
  2. общественно-деловых построек;
  3. жилых построек;
  4. отдыха;
  5. общественного пользования.

Каждая из перечисленных зон включает в себя сразу несколько ВРИ.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  1. Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  2. Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  3. Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  4. Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  5. Земли, переведенные в фонды государственного запаса.
  6. Территории лесного фонда;
  7. Территории водных объектов (водного фонда);

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  2. Москва: +7 (499) 110-86-72.
  3. Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Основными побудительными причинами установления соответствия Классификатору являются:

  1. снижение налоговой нагрузки за землю;
  2. начало строительства или реконструкции на земельном участке;
  3. снижение арендных платежей;
  4. исключение разночтений в толковании установленного вида разрешенного использования земельного участка.
  5. устранение оснований для привлечения к административной ответственности;

Данный перечень не является исчерпывающим, но объединяет, по сути, основные и наиболее распространенные причины, при возникновении которых целесообразность мероприятий по установлению соответствия ВРИ земельного участка Классификатору обусловлена, прежде всего, их экономической составляющей. Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, база по земельному налогу есть кадастровая стоимость земельного участка, определяемая, в значительной степени, исходя из вида разрешенного использования земельного участка (в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ №226 от 12 мая 2017 года). Кроме того, ВРИ земельного участка может являться критерием при определении налоговой базы объектов капитального строительства, расположенных на его территории.

Например, в разрезе статей 402 и 378.2 НК РФ, база по налогу на имущество для объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также офисных зданий делового и коммерческого назначения, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В то же время, база по налогу на имущество для объектов недвижимости, расположенных на земельных участках иного назначения, определяется, исходя из их инвентаризационной (ч.3 ст.402 НК РФ) или из среднегодовой (ч.1 ст.375 НК РФ) стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Неоднозначная трактовка вида разрешенного использования земельного участка, соответствие по которому не установлено по Классификатору, может привести к значительным налоговым и прочим издержкам для правообладателя участка. Размер ставки земельного налога также напрямую зависит от вида разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено в статье 394 НК РФ. Взимаемые арендные платежи за владение и пользование государственными и муниципальными землями определяются, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и ставок, соответствующих установленному ВРИ земельного участка.

Так, например, для Москвы ставки арендной платы за землю устанавливаются Постановлением Правительства города Москвы №273-ПП от 25.04.2006 года. Существенным фактором законного строительства или реконструкции на земельном участке является вид его разрешенного использования, который должен предусматривать размещение такого объекта недвижимости на соответствующей территории.

Из формулировок ВРИ земельного участка, установленных до утверждения Классификатора, не всегда однозначно следует, какие из объектов могут быть построены или реконструированы.

Зачастую добросовестные правообладатели земельных участков и (или) расположенных на их территории объектов недвижимости сталкиваются с ситуацией, при которой уполномоченный орган, пренебрегая фактическим соответствием вида разрешенного использования Классификатору, незаконно и необоснованно привлекает титульного правообладателя земли к административной ответственности за нецелевое использование участка.

Это влечет наложение административных штрафов в фиксированном выражении по минимальной шкале и в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка – по максимальной шкале, при определении размера штрафа. Вероятно, главным следствием несоответствия формулировок видов разрешенного использования земельных участков Классификатору является их неоднозначное толкование.

Так, например, распространенная формулировка ВРИ

«для ведения гражданами садоводства и огородничества»

отсутствует в Классификаторе. Однако Классификатор предполагает такие виды разрешенного использования, как «садоводство (код 1.5)», «ведение огородничества (код 13.1)», «ведение садоводства (код 13.2)».

При этом размещение садового или жилого дома, согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка, допустимо лишь для «ведения садоводства (код 13.2)», в то время, как для остальных двух видов разрешенного использования земельного участка это не предусмотрено. Установление соответствия ВРИ земельного участка Классификатору является самостоятельной услугой, не предполагающей внесение изменений в правила землепользования и застройки соответствующей территории.

Более того, данная услуга не является. Однако, для некоторых регионов, в частности, для Москвы, характерна ситуация, при которой реализация предусмотренного законом права возможна лишь при обращении правообладателя участка за услугой изменения ВРИ земельного участка.

Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору отсутствует среди перечня услуг, предоставляемых Департаментом городского имущества города Москвы. Нередки случаи, когда уполномоченный орган отказывает правообладателю участка в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору или некорректно, на свое усмотрение, устанавливает такое соответствие.

В подобных ситуациях заинтересованным лицам (правообладателям участков) следует обращаться в суд для оспаривания соответствующих действий (бездействий) и/или незаконных решений органов власти.

Специалисты нашей компании обладают обширным практическим опытом как досудебного, так и судебного порядка решения вопросов, связанных с обоснованием и доказыванием соответствия установленного вида разрешенного использования земельного участка Классификатору.