Использование личного легкового транспорта в ооо

Использование личного легкового транспорта в ооо

Пример. Учет выплаты работнику компенсации за использование личного автомобиля


/ условие / ООО «Альянс» перечислило 31.08.2011 на зарплатную карту работника — менеджера продаж компенсацию за использование личного автомобиля в сумме 5000 руб. за август 2011 г. Для целей налога на прибыль сумма компенсации признана по норме 1200 руб., поскольку объем двигателя автомобиля меньше 2000 куб. см. / решение / ООО «Альянс» отразит в учете следующие проводки. Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.

На дату перечисления компенсации работнику (31.08.2011) Перечислена сумма компенсации работнику 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по компенсациям за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» 51 «Расчетные счета» 5000 Сумма компенсации отражена в расходах 44 «Расходы на продажу» 73, субсчет «Расчеты по компенсациям за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» 5000 Отражено постоянное налоговое обязательство ((5000 руб. – 1200 руб.) х 20%) 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянное налоговое обязательство» 68, субсчет «Налог на прибыль» 760

Использование личного транспорта в рамках закона

Российское законодательство не запрещает администрации привлекать к выполнению рабочих со своими личными машинами.

Более того, в ст. 188 ТК РФ обозначено, что за использование личного имущества, в том числе транспортного средства, труженику полагается компенсация.

При этом, правительственным постановлением № 92 от 08.02.2002 определены граничные нормы компенсации, необлагаемые налогом. Они зависят от объема двигателя и составляют:

  1. 600 рублей, в случае использования в качестве рабочего транспорта мотоциклов.
  2. 1200 рублей, если двигатель имеет объем до 2000 куб. см.;
  3. 1500 рублей, когда объем двигателя превышает 2000 куб. см.;

Важно обозначить, что закон вносит ограничения исключительно на выплату фиксированной части компенсации.

Сопутствующие прочие затраты (топливо, техосмотр, различные виды ремонтов и диагностики) в это ограничение не входят и регулируются компанией нанимателей самостоятельно. Во избежание недоразумений с проверяющими структурами, целесообразно разработать и утвердить отдельный локальный документ по предприятию, который будет регулировать вопросы учета реальных затрат на содержание и эксплуатацию личного транспорта сотрудников.

Но здесь главное правильно наладить первичный учет выполненной работы.

А дальше бухгалтерия сможет без особого труда разнести расходы по соответствующим статьям учета. Сотрудник же получит полную компенсацию своих затрат.Помните, законодатель разрешил использовать личный транспорт в рабочих целях и получать за это компенсацию от администрации. Главное правильно оформить такие отношения, наладить учет и четко прописать за что конкретно полагаются подобные выплаты.

Недостатки унифицированного ПЛ

При использовании унифицированной формы ПЛ должен заполняться пункт «Место отправления и назначения», а также остальные реквизиты этой формы, так как удалять какие-либо реквизиты нельзя. Поэтому придется дополнительно проверять, чтобы среди мест назначения и отправления не указывались адреса, которые позволят налоговикам считать, что использование директором служебного автомобиля осуществлялось в личных целях.Если данные о маршруте не даны или места отправления либо назначения говорят о непроизводственном характере поездки, компания не сможет принять расходы на бензин. При этом в данной ситуации у работника появляется доход в натуральной форме (стоимости бензина), с которого предприятие должно исчислять и перечислять НДФЛ в бюджет, а также платить страховые взносы.

Принятый НДС также может признаваться налоговиками необоснованным.

Личный автомобиль в служебных целях. Нюансы учета

Работа некоторых сотрудников автономных учреждений связана со служебными поездками.

Статьей 188 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе автомобиля. В каком размере следует выплатить данную компенсацию?

Как отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в статье.

Как было сказано выше, Трудовой кодекс налагает на работодателя обязанность компенсировать расходы, понесенные работником.

Статьей 188 ТК РФ предусмотрено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. На практике всегда возникает вопрос, как оформить данную выплату и из чего следует исходить, чтобы определить сумму компенсации.

ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Документы – основания для выплаты компенсации Порядок и условия выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях установлены п.

2 Приказа Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н

«Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок»

(далее – Приказ Минфина РФ № 16н).

В нем указано, что данная денежная выплата работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, производится в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными п.

1 – 6,8 и 9 Письма Минфина РФ от 21.07.1992 № 57

«Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок»

(далее – Письмо Минфина РФ № 57). Согласно п. 4 письма для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Об иных документах в данном письме не говорится.

Однако поскольку нормы ст. 188 ТК РФ предусматривают компенсацию за использование принадлежащего работнику имущества, считаем необходимым представлять документы, подтверждающие право собственности на автомобиль. Аналогичное мнение было высказано Минфином в Письме от 18.03.2010 № 03‑03‑06/1/150.

Следовательно, для обоснования расходов по выплате денежной компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях нужны: – технический паспорт на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства (для удостоверения права собственности на автомобиль); – соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору; – приказ руководителя о выплате компенсации; – должностная инструкция работника, подтверждающая разъездной характер работы и его производственную необходимость.

Следует обратить внимание на разъяснения, приведенные в письмах Минфина РФ № 57,от 16.05.2005 № 03‑03‑01‑02/140.

Чиновники указывают: 1) в размерах компенсации, установленных законодательством согласно ст. 188 ТК РФ, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов; 2) компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце; 3) за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.Путевой лист: выдавать или нет?

Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов; 2) компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце; 3) за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.Путевой лист: выдавать или нет?

Согласно позиции, изложенной УФНС по г. Москве в письмах от 04.03.2011 № 16‑15/020447@, от 22.02.2007 № 20‑12/016776, от 20.09.2005 № 20‑12/66690, сотруднику следует вести учет служебных поездок в путевых листах, которые являются подтверждением фактического использования автомобиля в служебных целях и обоснованности расходов сотрудника.

Путевые листы должны составляться по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, и ежемесячно представляться в бухгалтерию организации.

Такого мнения придерживаются и чиновники финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 № 14‑05‑07/6). Типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78по согласованию с Минфином, Минэкономики, Минтрансом, входит в состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер. В соответствии с Приказом Минфина РФ № 173н[1] типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля» подлежит применению всеми государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно ОК 011‑93. Общероссийской классификатор управленческой документации (ОКУД) данной форме присвоен номер 0345001.

Однако анализируя постановления арбитражных судов, отметим, что данное требование, выдвигаемое Минфином и ФНС, необоснованно. Согласно Указаниям по применению и заполнению формы 3 «Путевой лист легкового автомобиля», приведенным в вышеназванном постановлении Госкомстата, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю. Таким образом, выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не состоящему в должности водителя данной организации, последняя не обязана, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего им автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях (постановления ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008‑С5–14,ФАС ЦО от 25.05.2009 № А62-5333/2008).Размер выплаты: нормирован или нет?

По правилам ст. 188 ТК РФ размер выплаты компенсации утверждается по соглашению сторон между работником и учреждением. Из этого следует, что трудовым законодательством нормы не устанавливаются. Однако если выплата в автономном учреждении осуществляется за счет субсидий, выделяемых из бюджета, не следует забывать о положениях Приказа Минфина РФ № 16н.Пунктом 1 данного приказа предусмотрены следующие нормы: Марка автомобиля Предельные нормы компенсации в месяц, руб.

ЗАЗ 116 ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) 148 АЗЛК, ИЖ 173 ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 221 Мотоциклы (для работников органов местного самоуправления сельской местности) 91 Отметим, работодатели при выплате компенсации за использование личного автотранспорта не обязаны исходить из приведенных сумм.

Приказ Минфина РФ № 16н регламентирует только нормативы при выплате компенсации за счет средств бюджета. Автономные учреждения наряду с выполнением государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет субсидий, выделяемых из бюджетов РФ, могут заниматься деятельностью, приносящей доход, облагаемой налогом на прибыль. Это дает им право в части расходов, связанных с такой деятельностью, воспользоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92

«Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»

.

В нем установлены нормы выплаты компенсации для организаций, в пределах которых данные расходы включаются в состав расходов по налогу на прибыль (1 200 руб. – для авто с объемом двигателя до 2 л и 1 500 руб. – для авто с объемом двигателя свыше 2 л).

Однако Минфин в одном из своих разъяснений, приведенных в Письме от 15.10.2008 № 03‑03‑07/24, указал, что нормирование расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов применяется не при выплате такой компенсации работнику, а только в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации-работодателя. Таким образом, автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, может платить и больше, но суммы превышения над вышеприведенными нормами в этом случае учесть при расчете налога на прибыль будет невозможно. В качестве справочного материала приведем Нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 414.

В указанном акте законодатель приводит нормы для включения данных выплат в себестоимость продукции (работ, услуг). Марка автомобиля Предельные нормы компенсации* в месяц, руб.

ЗАЗ 3 392 ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) 4 725 АЗЛК, ИЖ 5 067 ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 5 799 Мотоциклы (для работников органов местного самоуправления сельской местности) 2 546 * Пунктом 1 Постановления Правительства № 414 разрешено организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применять указанные нормы с повышением до 10% в зависимости от условий эксплуатации легковых автомобилей.Как отразить в бухгалтерском учете?

Учет расчетов по выплате компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях ведется на счете 302 12 «Расчеты по прочим выплатам» (п. 256 Инструкции № 157н[1]). Сумма начисленной компенсации в автономном учреждении отражается следующей бухгалтерской записью (п. 132Инструкции № 183н[2]):Дебет счетов 0 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 212, 0 109 70 212, 0 109 80 212, 0 109 90 212)Кредит счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам» Выдача начисленной суммы из кассы учреждения оформляется записью (п.

88 Инструкции № 183н):Дебет счета 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам»Кредит счета 0 201 34 000 «Касса»Страховые взносы.

Начислять или нет? Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 № 14‑03‑11/08‑13985.

Согласно положениям ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.Пунктом 1 ст. 7 Закона о страховых взносах[3] определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений.

Аналогичные нормы действуют в отношений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125‑ФЗ[4]). Таким образом, база для начисления страховых взносов определяется плательщиком (учреждением) как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных вышеприведенной статьей, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением необлагаемых сумм, указанных в ст.

9 Закона о страховых взносах и ст. 20.2 Федерального закона № 125‑ФЗ.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и пп.

2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125‑ФЗ страховые взносы не начисляются на все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных законом норм), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами как на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер работы, служебные цели и другие) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 № 1343‑19,от 05.08.2010 № 2538‑19.Следует ли удержать НДФЛ с компенсации? В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных законом норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных законом норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Поскольку гл. 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в интересах работодателя и не предусматривает порядок их установления, для целей применения п.

3 ст. 217 НК РФ следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. Как уже было отмечено выше, ст.

188 ТК РФ установлено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, освобождению от обложения НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов, в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя в соответствии с соглашением сторон трудового договора.

При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, удостоверяющие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов (письма ФНС РФ от 27.01.2010 № МН-17-3/15@,Минфина РФ от 23.12.2009 № 03‑04‑07‑01/387, от 01.12.2011 № 03‑04‑06/6-328).Как учесть расходы при исчислении налога на прибыль?

Вопросы обложения налогом на прибыль компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях рассмотрены в письмах Минфина РФ от 09.08.2011 № 03‑03‑06/1/465, от 15.10.2010 № 03‑03‑06/1/649. На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, расходы в виде выплаты работникам компенсации за использование личного транспорта могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль только в тех случаях, когда работа связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями и в пределах законодательно установленных норм.

Следует также обратить внимание на то, что компенсация должна начисляться только в случае, если работник, которому выплачивается компенсация, является собственником автомобиля (Письмо Минфина РФ от 18.03.2010 № 03‑03‑06/1/150).

На основании пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ (при использовании метода начисления) расходы в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей признаются для целей налогообложения прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) организации. Аналогично такие расходы признаются и при использовании кассового метода (п.

2 ст. 273 НК РФ). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ. Как уже было отмечено, такие нормы утверждены Постановлением Правительства РФ № 92.

Вместе с тем следует отметить, что Минфин в Письме от 26.05.2009 № 03‑03‑07/13 указал, что с владельцами транспортных средств, используемых для служебных целей, могут быть заключены договоры гражданско-правового характера (например, договор аренды транспортного средства без экипажа), по которым расходы, связанные с использованием личного автотранспорта, могут быть учтены в полном объеме как для целей налогообложения прибыли организаций, так и в бухгалтерском учете автономного учреждения. Аналогичный вывод следует из Письма от 22.12.2011 № 03‑03‑06/1/844. В соглашении к трудовому договору В.

В. Ивановой указано, что для исполнения трудовых обязанностей она использует личный легковой автомобиль.

Сотрудница представила документы, подтверждающие право владения автомобилем.

Согласно приказу руководителя автономного учреждения компенсация выплачивается с 01.02.2012 в размере 4 200 руб.

за счет средств от приносящей доход деятельности и подлежит включению в состав прямых затрат по учреждению при формировании себестоимости платных услуг.

С 01.02.2012 по 16.02.2012 В. В. Иванова была в отпуске. В соответствии с п.

6 Письма Минфина РФ № 57 в феврале компенсация за использование личного автомобиля (ВАЗ) будет выплачена без учета времени нахождения В. В. Ивановой в отпуске. В феврале 2012 года – 29 календарных дней, для расчета учитывается период с 17‑го по 29 февраля. Сумма выплаты составит 1 882,76 руб. ((4 200 руб. / 29 дн.) x 13 дн.).

((4 200 руб. / 29 дн.) x 13 дн.). Бухгалтер автономного учреждения сделает следующие учетные записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Отражено начисление расходов на выплату денежной компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях 2 109 60 212 2 302 12 000 1 882,76 Отражено поступление денежных средств в кассу учреждения с лицевого счета, открытого в ОФК 2 210 03 000 2 201 34 000 2 201 11 000 2 210 03 000 1 882,76 Отражена выдача денежной компенсации из кассы учреждения 2 302 12 000 2 201 34 000 1 882,76 Обратите внимание, что в рассматриваемом примере при исчислении налога на прибыль бухгалтер вправе учесть в расходах только 1 200 руб.

________________________________________________________ 1. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

.

2. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

3. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. 4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

.

  1. , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Журнал . В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра онлайн-обучения «Клерка» Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Гражданско-правовой договор

Можно обойтись без полноценного трудоустройства сотрудника с личным транспортом, а просто составить с ним гражданско-правовой договор.

В этих отношениях не применяются нормы трудового права.

Такой договор может быть обоюдовыгоден.Плюсы такого решения:

  1. автовладелец может и сам осуществлять перевозки людей и грузов, если имеет соответствующие права; оговаривается время использования транспорта, вплоть до почасового.
  2. владелец автомобиля сам определяет, в каком виде предоставить транспорт – с экипажем, без него;

Но составить такой договор с предприятием владелец автотранспорта может лишь в том случае, если является индивидуальным предпринимателем, а не частным лицом.

Вариант 1.

Ссуда

Плюсы:

  1. Учет всех расходов на автомобиль без каких-либо ограничений.

Минусы:

  1. Необходимость оформления кадровой документации на управление транспортным средством (ТС).
  2. Риски доначисления налога на прибыль;
  3. Необходимость уплаты налога на прибыль по договору;
  4. Работник не получает дополнительного вознаграждения;
  5. Необходимость заключения дополнительного договора;

Первый вариант предполагает заключение с работником-автовладельцем договора безвозмездного пользования машиной. Соответственно, транспортное средство переходит во владение организации и находит отражение в ее бухгалтерском учете (как и арендованное имущество, оно учитывается за балансом, т.к. право собственности сохраняется за сотрудником — ст.

689 ГК РФ). Факт владения имуществом дает следующие преимущества: фирма может учитывать (ГСМ), а также расходы по текущему и капитальному ремонту ( ГК РФ, подп.

49 п. 1 НК РФ). Кроме того, в расходы на законных основаниях можно включить оплату технического обслуживания, страхования, мойки, парковки и т п. То есть фактически расходы учитываются так же, как и по собственным автомобилям ( ГК РФ, подп.

49 п. 1 НК РФ). В точности таким же, как и по собственному транспорту будет и документальное оформление данных расходов.

Для их учета помимо договора ссуды потребуются путевые листы, документы, подтверждающие приобретение ГСМ, оплату услуг по страхованию и т п. Но не все так безоблачно. Безвозмездное получение права пользования имуществом рассматривается контролирующими и судебными органами как безвозмездное получение имущественного права (см.

письмо Минфина России , п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ ). Значит, у организации возникает необходимость включить стоимость этого использования во внереализационные доходы (п. 8 НК РФ). Но это всего лишь особенность договора.

А главный риск заключается в том, что точно определить размер этого дохода и, следовательно, точно рассчитать невозможно.

Ведь для этого НК РФ предлагает использовать механизмы определения рыночных цен, которые четкостью и однозначностью не отличаются. Так что, какую сумму налога не заплати, всегда останется почва для споров. Теперь давайте посмотрим, что при ссуде происходит с налогами и взносами, касающимися собственника транспортного средства.

Очевидно, что налога на доходы физических лиц в данном случае не возникает, поскольку никаких выплат в пользу сотрудника не производится (договор ссуды — безвозмездный). По той же причине (выплат по договору не производится) данный договор не порождает обязательств, связанных с уплатой страховых взносов. Но даже если бы они и производились, взносов все равно бы не было.

Ведь согласно пункту 3 Закона № 212-ФЗ* выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются. Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможности использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Но для этого нужно будет оформить кадровую документацию.

В частности, приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником.

Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные дни. Правда, если планируется делать это постоянно, лучше зафиксировать данное положение непосредственно в договоре, а каждую передачу машины из рук в руки фиксировать актом с указанием показаний одометра, количества топлива в баке и результатов внешнего осмотра автомобиля.

Правда, если планируется делать это постоянно, лучше зафиксировать данное положение непосредственно в договоре, а каждую передачу машины из рук в руки фиксировать актом с указанием показаний одометра, количества топлива в баке и результатов внешнего осмотра автомобиля. Это поможет избежать проблем с учетом топлива, израсходованного сотрудником во внерабочее время, снимет вопросы по «внеплановому» пробегу и поспособствует урегулированию спорных вопросов, если во время такой «увольнительной» с автомобилем что-то случится.

Путевой лист

Еще один момент осталось определить, нужно ли оформлять путевой лист:

  1. если на арендованных автомобилях перевозятся пассажиры или грузы, то использование путевого листа обязательно.
  2. если перевозка грузов или пассажиров не осуществляется, то, как указало в своем письме путевой лист является лишь одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Специалисты ведомства указали на то, что если налогоплательщики, не относятся к организациям автомобильного транспорта, которые обязаны руководствоваться Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», то они могут использовать путевые листы в качестве лишь одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.

Подводя итог, можно сказать, что выбрать, как оформить использование личного транспорта сотрудника в служебных целях не такая уж дилемма, необходимо просто юридически грамотно документально составить договоры или соглашение, чтобы у проверяющих органов не возникло желания спорить с налогоплательщиком.

  1. , руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования

. В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра онлайн-обучения «Клерка» Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Личное авто в служебных целях: как не остаться в минусе

Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело» Довольно часто специфика деятельности фирмы, осуществляющей, например, доставку продаваемых товаров непосредственно на дом покупателям, предполагает, что в штате должны состоять работники, имеющие собственный транспорт – автомобиль или мотоцикл.

Однако эксплуатировать имущество своего сотрудника принудительно и на безвозмездных началах работодатель не может.

Для оформления отношений, в которых будут учтены интересы владельца такого имущества, Российское законодательство предлагает две возможные схемы. И как водится, каждая из них имеет свои нюансы.Компенсация Согласно положениям , использование в интересах фирмы личного имущества работника возможно только с его согласия. При этом ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием имущества.

Размер такой компенсации зависит исключительно от того, к каким договоренностям придут стороны. Конкретные суммы фиксируются в трудовом договоре.

Однако, чем она выше, тем больше будет размер сопутствующих налоговых расходов для каждой из заинтересованных сторон.

ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Фирма на ОСНО могут учесть выплату компенсации сотруднику за использование личного авто в уменьшение налога на прибыль, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Аналогичная возможность предоставлена и фирмам на упрощенной системе налогообложения (подп.

12 п. 2. ст. 346.16 НК РФ). Однако и те и другие обязаны руководствоваться в вопросах определения максимальной суммы таких расходов нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 92. Они в свою, очередь предполагают, что для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 кубический сантиметров включительно компенсация должна составлять 1 200 рублей в месяц, а для авто свыше 2 000 кубический сантиметров — 1 500 рублей в месяц.

Для мотоциклов Постановлением предусмотрен предел компенсации в 600 рублей.

То есть вне зависимости от суммы, о которой договорятся работник и работодатель, часть компенсации, превышающая этот лимит, в налоговых расходах не участвует. Не следует забывать также и о требовании статьи 252 Налогового кодекса, которое распространяется и на «упрощенцев»: налоговыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Последнее не вызывает сомнений у налоговиков, если работа сотрудника действительно связана с постоянными разъездами в соответствии с должностными обязанностями.

К «бумажной» стороне вопроса инспекторы, как правило, более придирчивы. Так что сам факт назначения компенсации за использование личного транспорта, а также ее размер должны быть зафиксированы в приказе руководителя организации.

Сотрудник в свою очередь должен предоставить копию технического паспорта транспортного средства. И, разумеется, за то время, в течение которого сотрудник находился в отпуске, командировке, на больничном, словом, когда он фактически не работал, а его автомобиль соответственно не использовался, компенсация не выплачивается. Теперь рассмотрим компенсацию за личное авто с точки зрения налогообложения дохода самого работника.

Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса все виды установленных действующим законодательством Российской федерации компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в пределах законодательно установленных норм, обложению НДФЛ не подлежат. Надо сказать, что контролирующие органы долгое время были уверены, что лимиты, установленные Постановлением Правительства № 92, действуют и в данном случае, и все выплаты свыше заявленных норм следует не только исключать из налоговых расходов, но и облагать налогом на доходы физлиц (письма Минфина от 26 марта 2007 года № 03‑04‑06-01/84, от 01 июня 2007 года № 03‑04‑06-01/171, от 24 декабря 2007 года № 03‑11‑04/3/513).

Надо сказать, что контролирующие органы долгое время были уверены, что лимиты, установленные Постановлением Правительства № 92, действуют и в данном случае, и все выплаты свыше заявленных норм следует не только исключать из налоговых расходов, но и облагать налогом на доходы физлиц (письма Минфина от 26 марта 2007 года № 03‑04‑06-01/84, от 01 июня 2007 года № 03‑04‑06-01/171, от 24 декабря 2007 года № 03‑11‑04/3/513). Однако позже в письмах от 31 декабря 2010 года № 03-04-06/6-327 и финансовое ведомство изменило свою позицию. Авторы этих писем ссылались на то, что в главе 23 Налогового кодекса нет норм компенсаций за использование личного имущества работника в служебных целях.

Исходя из этого делался вывод, что руководствоваться следует лишь Трудовым кодексом, который в свою очередь предполагает, что размеры компенсации целиком и полностью зависят от договоренностей сторон. Аналогичные выводы напрашиваются и из положений статьи 9 и статьи 20.2 : от обложения любыми взносами освобождается вся сумма компенсации, оговоренная в письменном соглашении между работником и фирмой.Авто-аренда Для того чтобы организация не была привязана к упомянутым выше нормам и могла полностью учесть компенсацию (точнее, ее аналог) при расчете налогооблагаемой базы, оформить использование личного транспорта работника можно с помощью предлагаемого статьей 642 Гражданского кодекса способа – путем заключения договора аренды транспортного средства без экипажа.

В этом случае стороны подписывают соглашение, согласно которому сотрудник передает личный автомобиль во временное пользование фирме и получает за это ежемесячную плату. Сумма арендной платы полностью учитывается в налоговых расходах на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для общережимных организаций и на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса — для фирм на УСН.

А вот для владельца автомобиля арендная плата будет являться доходом, облагаемым НДФЛ 13% на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса. При его выплате сотруднику организация должна будет исполнить свои обязанности налогового агента и удержать соответствующую сумму налога (ст.

226 НК РФ). Взносами арендная плата не облагается.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, а также подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ любые выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, расчетную базу для начисления взносов не увеличивают. Таким образом, оформляя использование автомобиля работника в интересах фирмы договором аренды, мы имеем обратную ситуацию. Если при выплате адекватного размера компенсации дополнительные затраты налогового бремени ложатся на работодателя, то в данном случае пожертвовать частью дохода придется работнику.

Впрочем, ничто не мешает увеличить цену в договоре аренды на 13/87, чтобы покрыть издержки, связанные с уплатой НДФЛ.

На возможность списать соответствующие суммы в расходы организации это не повлияет. Главное не завышать стоимость аренды настолько, чтобы она радикально отличалась от среднерыночной.Авто по доверенности В вопросе выплаты компенсации за использование имущества работника есть и еще один нюанс. Так, ни для кого не секрет, что управлять автомобилем можно на основании доверенности.

Однако если в интересах фирмы будет использоваться такой автомобиль, то следует быть готовыми к тому, что компенсационные выплаты за него подпадут под налогообложение по полной программе. Так, в письмах Минфина от 21 сентября 2011 года № 03-04-06/6-228 и от 21 февраля 2012 года № 03-04-06/3-42 уточняется, что пункт 3 статьи 217 Кодекса предполагает освобождение от НДФЛ компенсаций лишь за личное имущество. Кроме того, возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему имущества, не предусмотрено Трудовым кодексом.

И в продолжение рассматриваемого вопроса в письме от 3 мая 2012 года № 03-03-06/2/49 специалисты финансового ведомства безапелляционно констатируют: в целях главы 25 Налогового кодекса транспортное средство, за использование которого работнику выплачивается компенсация, должно принадлежать ему на праве собственности. А это означает, что и на упрощенной системе налогообложения необходимо руководствоваться этим правилом, исключая выплату компенсации за авто по доверенности из налоговых расходов.Оплата ГСМ Отдельное внимание стоит уделить вопросу возмещения стоимости бензина работнику с личным транспортом. Если речь идет о выплате фиксированной ежемесячной компенсации, то ее размер, как считают в Минфине, уже включены все затраты по эксплуатации автомобиля, включая ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт ().

То есть фактически это означает, что даже при постоянных разъездах в служебных целях, списать при расчете «прибыльной» базы фактическую стоимость израсходованного бензина не получится – нужно руководствоваться все теми же мизерными по нынешним меркам нормами из Постановления № 92. Решить эту проблему можно опять же с помощью договора аренды.

Просто пропишите в нем дополнительную компенсацию затрат на ГСМ отдельным пунктом. В этом случае такие выплаты работнику не будут облагаться «зарплатными» сборами, ведь они не являются вознаграждением и не образуют доход работника.

Одновременно их можно будет учесть при расчете налога на прибыль или «упрощенного» налога.

Правда тут возникает очередной нюанс.

Дело в том, что по мнению Минфина, выраженному, в частности в письме от 17 ноября 2011 года № 03-11-11/288, при списании затрат на бензин следует ориентироваться на нормы расхода ГСМ, содержащиеся в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Однако данный документ предназначен для автотранспортных предприятий – это следует из его текста. А в Налоговом кодексе о таких нормах не говорится.

Так что не будет большой ошибкой, если фирма учтет полную стоимость сожженного горючего в своих налоговых расходах. Тем более, что подобный подход одобрен и в арбитражной практике (определение ВАС РФ от 14 августа 2008 года № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2009 года № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)). А вот в вопросе необходимости оформлять путевые листы в качестве подтверждения служебных целей каждой поездки судьи и налоговики в основном солидарны.

Это такие же необходимые первичные документы, как, например чеки и накладные, подтверждающие покупку бензина.

И соответственно их отсутствие грозит фирме исключением расходов на ГСМ из налогового расчета. Оформлять путевые листы необходимо как в случае использования автомобиля сотрудника на основании договора аренды, так и при выплате компенсации.

  1. , исполнительный директор интернет-бухгалтерии

Источник: . Обзор самых важных новшеств для бухгалтера: налоговые режимы, «противоотмывочное» и валютное законод-во, новшество по отдельным налогам и много другой полезной и важной информации Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПЛАЧИВАЕТ СОТРУДНИКУ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ

Если личный автомобиль работника используется с согласия работодателя и для служебных целей, работодатель должен компенсировать износ (амортизацию) личного транспорта, а также возместить расходы, связанные с его использованием (ст.

188 Трудового кодекса РФ). О размере компенсации за использование автомобиля в служебных целях должны договориться работник и руководитель. При этом следует учитывать, что размер компенсации влияет на налоги.

Так, в состав затрат организации при расчете налога на прибыль включаются компенсационные выплаты, установленные в пределах норм, которые определены в постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Нормы расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей приведены ниже.

Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей Объем двигателя легкового автомобиля Норматив, руб./мес. Основание До 2000 см3 включительно 1200 Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (в ред. от 09.02.2004; далее – Постановление № 92) Свыше 2000 см3 1500 Компенсация за дни, в которые автомобиль не использовался в служебных целях, в налоговых расходах организации не учитывается.