Как здороваться в церкви с прихожанами

Крестное знамение


Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.Осенить себя крестным знамением просто:

  1. правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.
  2. соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  3. оставшиеся два сложить и прижать к ладони;

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, , славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Как здороваться в церкви?

Узнай как: поиск

  1. 5
  2. 0
  3. мануал

Автор Губанова Татьяна Собираясь посетить церковь важно знать, как вести себя в церкви. Это очень важно, что бы ни нарушить спокойствие храма и его прихожан. Если с вами кто-либо здоровается, то вы должны поздороваться в церкви в ответ. Подробнее о том, как здороваться в церкви и как себя там вести, читайте далее.

Вам понадобится:

  1. Вера
  2. Церковь

#1 Церковь представляет собой святое место, куда люди приходят помолиться, успокоить свою душу и проста, насладиться духовной атмосферой.

Переступит порог церкви, вы не сможете не заметить, что здесь все не так, как в обычной домашней обстановке. Поэтому и вести себя образом.

#2 Не все знают, как здороваться в церкви.

слово «здравствуйте» в такой ситуации не приемлемо. При встрече двух знакомых людей достаточно молча наклонить голову в знак своего приветствия. Мужчины могут пожать друг другу руки и легко поцеловаться в щеку.

Женщины могут сделать аналогично, только без рукопожатия.

Способ как приветствовать будет зависеть о того насколько верящие люди знакомы друг с другом. #3 Поздороваться в церкви обязательно и с тем человеком, которого вы не знаете, если он первый вас приветствует. Не рассматривайте человека, не судите его даже мысленно, этого в церкви делать категорически нельзя.

Находясь в Божьем Храме, следует соблюдать все правила и общепринятые нормы поведения. Если вы не знаете, как вести себя в церкви, то лучше заранее спросить об этом у знающих людей. Помните, что молитвы все проводятся стоя.

#4 Сидеть в церкви не принято, это разрешено только немощным и больным людям. Когда вы после молитвы собираетесь перекреститься делать это не спеша, при этом веруя в свои действия. Зайдя в церковь, не рекомендуется просто по ней прогуливаться.

Вам нужно выбрать для себя свободное место и, не мешая другим присоединиться к проповеди священника. #5 Во время пребывания в церкви можно поставить свечки перед иконой.

Есть специально отведенные для этого места. На одной стороне располагаются свечи за упокой мертвых людей, с другом месте ставятся свечи за здравие близких и родных людей.

Если вы не уверенны, где какую свечу поставить, то спросить знающих людей, что бы все сделать нужно правильно и случайно не навредить человеку. #6 При выходе из церкви, на крыльце нужно повернуться лицом к церкви поклониться и перекреститься. Только когда вы покинете территорию храма, женщинам можно будет снять платок.

На заметку! Элементарно!

Обращение к диакону

Диакон — помощник священника.

Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно у него и не просят благословения.

Но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону обращаются со словами: «отец диакон». Например:

«Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?»

.

Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному).

Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос».

Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне.», или «Отец Владимир сообщил.», или «Диакон Павел только что ушел».

К священникам различных чинов есть свои обращения

Конечно, никакой беды не случится, если обратиться к священнику просто «батюшка» или окликнуть его универсальным «извините, пожалуйста». Взглянем на ответ священника: Обычно, подходя ко священнику, совершают небольшой кивок-полупоклон и просят благословения: “Благословите, батюшка”.

Священник отвечает «Бог благословит». После этого уже приступают к разговору.

Прощаются также, при этом складывают руки крестообразно лодочкой. Впрочем, если поздороваетесь по-мирски, ничего страшного не произойдет, хуже если промолчите.

А вот рукопожатие со священником не принято. Сергий Шалберов протодиакон Здороваясь с батюшкой, нужно совершить полупоклон и попросить благословения Удобно знать, как обращаться к батюшке, исходя из его сана. Для этого стоит ознакомиться с таблицей, где на всякий случай также приведено, как указать нужное лицо в качестве адресата: Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя) Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя) Игумен Архимандрит Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя) Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя) Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра) Архиепископ Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра) Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя) Другой вопрос — в том, как определить, кто из духовенства перед Вами, но это тема для отдельного разговора.

Для этого стоит ознакомиться с таблицей, где на всякий случай также приведено, как указать нужное лицо в качестве адресата: Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя) Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя) Игумен Архимандрит Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя) Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя) Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра) Архиепископ Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра) Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя) Другой вопрос — в том, как определить, кто из духовенства перед Вами, но это тема для отдельного разговора. Смотрите также статью К жене священника или дьякона стоит обращаться «матушка», прибавляя её имя.

Здороваясь, рекомендуется обозначить некий контекст общения, связанный со знаменательной датой по церковному календарю. Но это если возможно. Например: «С Великим постом Вас, батюшка!» «Христос Воскресе, честный отче!» «С Рождеством Христовым!» Не следует путать эти выражения, например, с «Христос посреди нас» — это приветствие равных по чину священнослужителей. А выражение «Спаси, Бог» — это полная форма «спасибо», а потому не годится, чтобы поздороваться.

Беспроигрышный вариант того, как здороваться с батюшкой, — «благословите!» Его преимущество в том, что использовать его можно как приветствие группе священников.

Но в этом случае принято поклониться. А как прощаться с батюшкой? Вот, что говорит Иеромонах Аристарх (Лоханов):

«При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите»

. Аристарх Лоханов иеромонах

Церковный этикет

Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет.

Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире?

Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию.

А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.

Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея.

Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом!

Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными. Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме.

Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену.

Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну — и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала.

И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): «Радостию друг друга обымем» спутнице, говорит: «Спаси тебя, Господи!» А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: «Нет, это тебя спаси, Господи!» И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!» Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает — терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование.

Не хватает простой корректности и терпимости — того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: «Человек человеку бревно».

Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой той церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность.
Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность.

Есть такие неслучайные выражения: «убийственная вежливость» или «холодная вежливость». Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком.

В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку. Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви.

Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) — это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно.

Ведь что такое вообще этикет? Этикет — это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет.

Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций — традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям.

Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности.

Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете. Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени — это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами.

И высшая ступень — это Патриаршество.

В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви.

И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение.

Возникает еще вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как — к духовенству?

Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы «ты» было гораздо более распространено, чем ныне.

У нас, безусловно, удержалось это обращение «ты» с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!», «Господи, помилуй!».

Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение «вы» в молитве! То же самое — к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение «ты» — к царю, обращение «ты» — к Патриарху — не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости.

То же самое — и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».

Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».

Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение? По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

Слово к прихожанам

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся. За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит.

Это совершенно недопустимая вещь.

Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема. Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь. Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать.

И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.

Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться. И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам.

Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь. *** в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком.

Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас.

Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

Приход в честь Двенадцати апостолов

Основы православного этикета в отличие от светского являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но, будучи основаны на христианской любви, и путями утверждения души в Боге.

В каждом человеке христиане учатся почитать образ Божий.С молитвы все начинается — каждое утро и любое дело, молитвой и все завершается, т.к.

в жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место. Молитва определяет наши отношения в семье и с окружающими людьми. Обращение к Богу «Господи, благослови!» перед началом всякого дела уберегает от многих недобрых дел, размолвок и обид. Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке, и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному.
Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке, и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному. От всего сердца помолитесь:

«Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения»

.

Прощать обиды надо от всей души. Лучший способ погасить последствия размолвок, недоразумений и обид, которые в церковной практике называются искушениями, — это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто виноват, а кто прав. Но далека от христианства ситуация когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради».

Бич нашего времени — необязательность. Разрушая многие дела и планы, подрывая доверие, вводя в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине.

Умение держать слово — признак нелицемерной любви к ближнему.При беседе умейте внимательно и спокойно слушать собеседника, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Многословие и возбужденный рассказ о своем «духовном опыте» свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с окружающими. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону, старайтесь не говорить без особой нужды.Входя в чужой дом, надо сказать: «Мир Вашему дому!», на что хозяева должны ответить: «С миром принимаем!».

Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!». В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Современные христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения Господня: «Христос Воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!».

В воскресные и праздничные дни православные приветствуют друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!». Уходящих из дома на учебу детей напутствуют словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их.

Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!».

Такие же слова православные говорят друг другу при прощании, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. За все тепло и искренне благодарите ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено отвечать: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, лучше благодарить, сказав: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».Умение обратиться к незнакомому или к ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм.

Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, что христиане видят в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.

Согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств.

В православной среде принято обращение к священнику «батюшка», либо, называя его полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Александр». Прихожане к батюшке должны обращаться на «вы».

К юноше, мужчине обращаются «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», как знак особого уважения.

«Отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш».

К девушке, к женщине обращаются: «сестра», «сестричка», «сестрица». Жен священников называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Ирина».Обращение «благословите!» — одна из форм приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись правой рукой пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх — правую поверх левой.

Батюшка, осеняя вас крестным зна-мением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. Миряне, получающие благословение, целуют руку священника. Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы.

Не следует перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением — то есть «креститься» на священника.

В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита — рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае берется только у архиерея. Клирики же в присутствии архиерея отвечают на ваше приветствие «благословите» поклоном.

Благословение берется только до или после службы.

При прощании также испрашивается благословение священника или архиерея.

Под благословение, к Причащению Святых Даров, к целованию Креста в конце службы сначала подходят мужчины, затем женщины, в семье — сначала отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству.В Православной Церкви в официальных случаях к священнику обращаются «Ваше Преподобие» или «Ваше Высокопреподобие», если священник протоиерей.

К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту обращаются «Владыка».

К Святейшему Патриарху обращаются «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означа-ют святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.Храм — это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом.

Эти наименования, естественно, не означа-ют святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.Храм — это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. Идя в храм Божий нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть.

Когда идете в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, неудобно менять деньги при пожертвовании на свечи, ибо это мешает и молящимся и работающим в храме. Приходить в храм нужно до начала богослужения с таким расчетом, чтобы можно было успеть взятьи поставить свечи к иконам, написать записочки о здравии живущих и упокоении усопших. До начала службы также необходимо приложиться и к иконам.При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться.

Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Войдя в храм, сотворите в сторону иконостаса — три поясных поклона. В храме ходите тихо, спокойно и скромно, а проходя против Царских Врат, остановитесь на момент и благоговейно поклонитесь в сторону врат и перекреститесь.

При прикладывании к иконам целуется изображение руки, край одежды. Не дерзайте целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь к Кресту, лобызаются стопы Спасителя, а не Его Пречистый лик.

Прикладывание к иконам во время богослужения, хождение по храму является неуважением к святыне, кроме того, мешает молитве остальных людей.Если вы опоздали к началу службы и входите в храм во время чтения Евангелия, во время чтения Шестопсалмия или во время Евхаристического канона на литургии, когда совершается пресуществление Святых Даров, — остановитесь у входных дверей и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо идите на свое обычное место. Придя на свое место, молчаливым поклоном поздоровайтесь с окружающими, но ни о чем не спрашивайте.

Перед Богом в храме все стоят, а не сидят, только в случае нездоровья или крайнего утомления разрешается сесть и отдохнуть.

Стоя в храме, не любопытствуйте, не всматривайтесь в окружающих вас, а также не разговаривайте, а молитесь с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб. Помните, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения.Если приходите в храм с детьми, следите за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти из храма, скажите им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) вы-ведете их.

Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведете или вынесите его из храма. Никогда не позволяйте ребенку есть в храме, кроме того, когда священник раздает благословенный хлеб и просфоры. Кощунством является жевание «жвачек».В храме молитесь, как сами участвующие в богослужении, а не только как присутствующие, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца, внимательно следите за Святой службой, чтобы молиться со всеми и именно о том, о чем молится и вся Святая Церковь.

Полагайте на себе крестное знамение и творите поклоны одновременно со служащими и всеми молящимися.

В будние дни можно творить земные поклоны, а в воскресные дни и Господские праздники — только поясные, касаясь рукою пола, в эти дни земные поклоны совсем отменяются. Не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.До конца службы никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом.

Если такое случится с вами (что раньше вышли), то скажите об этом на исповеди священнику.Ко Святому Причащению подходите смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди. С верою и любовью причастившись Святых Тайн Божиих, не крестясь, поцелуйте Чашу, и чинно, не крестясь, со сложенными на груди руками отойдите немного в сторону и совершите поясной поклон Спасителю, а затем пройдите к месту, где стоит запивка.

После запивки, перекрестившись, чинно пройдите на свое место. Не уходите из храма, не выслушав благодарственной молитвы Господу Богу после Причащения.Одежда для храма предпочтительнее однотонная, а не пестрая и не цветастая.

Ходить в храм надо с чувством достоинства — здесь неуместны спортивные костюмы, спортивные майки, шорты или платья с глубоким вырезом. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту, не в обтяжку, не обнажающая тела. Желательно, чтобы одежда была с длинным рукавом.

Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты. Различные украшения — серьги, бусы, браслеты — в храме выглядят нелепо, особенно на мужчинах.

Об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями.

Помните слова апостола Павла:

«Чтобы … жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично же-нам, посвящающим себя благочестию»

(1 Тим. 2, 9-10). Понятно, что в храме недопустима также косметика.

Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов — изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути, поклоняется демонам. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к Кресту и к святыням с накрашенными губами.Любой христианин должен в любом месте, не только в храме, но и на работе, и в гостях, оставаться христианином!

см.также: правила поведения в храме поведение в храме вопросы и ответы, о поклонах Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении.

Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах).

В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратимтесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн». Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей». Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»).

В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит». В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка».

(В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумений. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.) В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка».

К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка») .

Праздник Преображения Господня

В этот день верующие приносят в храм фрукты – яблоки, груши, сливы, которые благословляются и освящаются священником после богослужения, по окончании литургии. В связи с этим этот праздник также называют яблочным Спасом.

Считается, что пока фрукты не были освящены в церкви, их не следует употреблять в пищу.

К празднованию Рождества верующие подготавливают себя сорокадневным постом.

Особенно строгого поста следует придерживаться в день накануне праздника. Этот день называется сочельником.

С вечера и до утра совершается всенощное бдение.

Праздник Крещения Господня (Богоявление) В этот праздник совершаются два великих водоосвящения: одно – накануне праздника в храме, другое – в день праздника под открытым небом, на реках, прудах и колодцах. Крестный ход на Богоявление называется Крестным ходом на Иордан, поскольку именно там произошло крещение Иисуса Христа.

Обращение

Не принято церковных служителей, даже пожилого возраста называть по отчеству, можно только по имени.Священник, представляясь, будет говорить о себе: «Священник Василий» например, а не называть себя по имени и фамилии.

Священнослужители никогда не представляются от первого лица, а только от третьего.При прощании или встрече, мирянам положено поклониться и испросить у священника благословения: «Простите, батюшка и благословите».Разговаривая со священником, верующий человек должен помнить, что с ним говорит, Сам Господь, поэтому необходимо внимать словам духовного наставника.Если нужно пригласить священника для исполнения треб, например, по телефону, то разговор не начинают со слов: «Здравствуйте». Можно спросить: «Алло, это отец …» и вкратце описать цель вашего звонка.

Заканчивая разговор, нужно сказать: «Благословите».

Читайте также:

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  1. проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;
  1. чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  2. к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  3. присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  4. к представителям разных обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!».

При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его.

В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу.