Контрольная функция налогов

4.Виды налогов и основания их классификации.


Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям. 1. В зависимости от плательщика:1) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплателыциковорганизаций,в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. 2) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые синдивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.); 3) общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационноправового статуса.

Наличие общихналогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог). 2. В зависимости от формы обложения:1) прямые (подоходноимущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на: • личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); • реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается.Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, земельный налог); 2) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложенииформальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налогаявляется потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).

3. По территориальному уровню: 1) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ.

Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы); 2) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортныйналог, налог на игорный бизнес); 3) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц). 4. В зависимости от канала поступления: 1) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты; 2) местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты; 3) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам; 4) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5. В зависимости от характера использования: 1) налоги общего значения, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расхо дуются; таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации; 2) целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретноопределенных мероприятий (например, земельный налог). 6. В зависимости от периодичности взимания: 1) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход); 2) регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

5.Налоговая система.Основы законодательства о налогах и сборах.

Принципы налогообложения.Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методових взимания. Основой налоговой системы являются налоги и сборы.

С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.Законодательство о налогах и сборах состоит из:-законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);-законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налого­вым кодексом);-нормативных правовых актов органов местного само­управления о местных налогах и сборах, принятых пред­ставительными органами местного самоуправления в соот­ветствии с Налоговым кодексом.Нормативные акты иного уровня в категорию законода­тельства о налогах и сборах не входят.Определение несоответствия актов налогового законодательства Налоговому кодексу.

Норматив­ный правовой акт о налогах и сборах признается не соот­ветствующим кодексу, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:-издан органом, не имеющим права издавать подобно­го рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания;-отменяет или ограничивает установленные кодексом права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов, их представителей либо полномочия налого­вых органов, таможенных органов, органов государствен­ных внебюджетных фондов;-изменяет определенные кодексом обязанности участ­ников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обя­занности которых установлены Налоговым кодексом;-запрещает разрешенные кодексом действия налого­плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей и др.Принципы налогообложения в РФ таковы:1) принцип справедливости;2) принцип простоты – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;3) принцип установления налогов – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренныеНК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;4) принцип установления уровня налоговой ставки с учетом фактической способности уплаты налога налогоплательщиком;5) принцип всеобщности и равенства налогообложения – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;6) принцип однократности налогообложения, недопустимости многократного налогообложения;7) принцип понятности, удобства системы взимания налогов – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;8) принцип гибкости налоговой системы к изменениям экономической и социально-политической обстановки;9) принцип обеспечения наиболее рационального перераспределения внутреннего продукта;10) принцип недопустимости нарушения единого экономического пространства РФ.

Не допускается прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной экономической деятельности физических лиц и организаций.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст.

82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов.

Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах. По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам. Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой.

Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога Классификация налогов — это обоснованное распределение нало­гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Классифицирующие признаки: · способ взима­ния; · принадлежность к определенному уровню управления; · субъект налогообложения; · способ или источник обложения; · характер при­меняемой ставки; · назначение налоговых платежей; · дру­гой признак.

Виды налогов: 1) По степени переложения: · прямые; · косвенные. 2) По принадлежности к уровню правления: · федеральные; · региональные; · местные. 3) По объекту обложения: · с имущества (имущественные); · с доходов (фак­тические и вмененные); · с потребления (индивидуальные, универ­сальные и монопольные); · с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра­ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: · выручка от реализации; · себестоимость продукции; · финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; · оплата труда и предпринимательский доход; · валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения: · взимаемые с юридических лиц; · взимаемые с физических лиц; · смешанные. 6) По способу обложения (в за­висимости от способа определения налогового оклада): · «по деклара­ции»; · «у источника»; · «по уведомлению».

7) По применяемой ставке: · прогрессивные; · регрессивные; · пропорциональные; · твердые. 8) По назначению: · абстрактные; · целевые.

9) По срокам уплаты: · срочные; · периодические. Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций.

Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу­дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово­купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе­ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ.

Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри­рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.

Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы.

Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Фискальная

функция, можно сказать, истекает из самой природы налога.

Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций.

Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности. Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений.

Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население.

Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие — взятие новых государственных займов.

В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути.

В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан.
Примеров в истории не так уж и мало.

Функции налогов

Регулирующая функция — государственное регулирование экономики.

Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. 3. Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д.

3. Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д.

Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функцияналоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция.

Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функцияналогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.

Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы.

И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций.

Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. 6. Социальная функция– поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели.

В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.). Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи.

Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс.

А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Стр 1 из 4 » Соседние файлы в предмете

  1. 13.08.2013185.34 Кб
  2. 13.08.201379.36 Кб
  3. 13.08.2013595.84 Кб
  4. 13.08.201398.3 Кб
  5. 13.08.2013800.91 Кб
  6. 13.08.2013279.55 Кб
  7. 13.08.201355.81 Кб
  8. 13.08.2013190.46 Кб
  9. 13.08.201398.3 Кб
  10. 13.08.2013101.89 Кб
  11. 13.08.20131.68 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Фискальная функция налогов(регулирующая)

Регулирующая, распределительная и контрольная функции налогов Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе.

Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.

д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов.

Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой. Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества. Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

  • 17.04.2014172.99 Кб
  • 17.04.20142.21 Mб
  • 17.04.2014185.86 Кб
  • 17.04.2014881.66 Кб
  • 17.04.20144.19 Mб
  • 17.04.2014759.3 Кб
  • 17.04.20144.37 Mб
  • 17.04.2014113.15 Кб
  • 17.04.2014589.82 Кб
  • Экономические принципы налогообложения. Кривая Лаффера Стр 2 из 31 » Соседние файлы в предмете
    • 17.04.2014113.15 Кб
    • 17.04.2014172.99 Кб
    • 17.04.2014589.82 Кб
    • 17.04.20142.21 Mб
    • 17.04.20144.37 Mб
    • 17.04.2014759.3 Кб
    • 17.04.2014185.86 Кб
    • 17.04.201464.51 Кб
    • 17.04.2014881.66 Кб
    • 17.04.20144.19 Mб
    • 17.04.2014107.44 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • 17.04.2014107.44 Кб
  • 17.04.201464.51 Кб

Категории

Контрольная функция налога во взаимосвязи с другими его функциями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 336.22 З.С.

ЯКУПОВ, кандидат экономических наук, доцент Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ ЕГО ФУНКЦИЯМИ Цель: определение и рассмотрение функций налогов и налоговой системы. Методы: дедукции и индукции, научного абстрагирования, а также логический и статистический методы.

Результаты: В ходе проведенного анализа имеющихся гипотез по вопросам финансов и налогов обосновано положение о том, что функции налога выполняются всей налоговой системой в результате возникновения системного эффекта. Предложены меры по совершенствованию подсистем и элементов налоговой системы и налогового администрирования в целом.

Научная новизна: Исходя из положения, что реальное повышение эффективности контроля возможно только при усилении роли демократических институтов в обществе и налаживании государственно-частного партнерства, предлагается в отношении налогового контроля осуществить соединение преимуществ государственного налогового контроля с возможностями и потенциалом негосударственных контролирующих органов, включая аудиторские и консалтинговые организации.

При налоговом администрировании предлагается установить различные подходы к крупным и некрупным предприятиям, исходя из различия их функций в обществе (в отношении первых требуется усиление мер налогового контроля). Межрайонные инспекции, работающие с малыми формами предпринимательства, должны получить больше свободы в выборе видов налоговых проверок для достижения их рационального сочетания.

Малый бизнес может стать экспериментальной площадкой для апробирования новых подходов в налоговом администрировании. Практическая значимость: проявляется в возможности повысить эффективность налогового контроля путем привлечения аудиторских организаций для проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля.

Практическая значимость: проявляется в возможности повысить эффективность налогового контроля путем привлечения аудиторских организаций для проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля. Ключевые слова: принципы налогообложения; налоговая система; функции налогов; контрольная функция налоговой системы. Введение и результаты исследования Экономическая природа налогов раскрывается через выполняемые ими функции: фискальную, регулирующую, распределительную, социальную, контрольную.

Фискальная — основная функция налогов, поскольку определяет предназначение налога как формы изъятия части доходов организаций и физических лиц в доходы бюджета.

Регулирующая функция состоит в том, что государство использует налоги в качестве инструмента регулирования экономических процессов на макро- и микроуровне. Распределительная функция означает, что при помощи налогов происходит распределение и перераспределение частей созданного валового внутреннего продукта через бюджетную систему страны. Социальная функция логически вытекает из регулирующей и распределительной функций налогов.

Суть ее в том, что в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта решаются социальные проблемы по обеспечению денежными средствами пенсионеров (пособия) и других социальных групп.

Цель настоящего исследования — определить и рассмотреть функции налогов и налоговой системы.

По мнению автора, основной функцией налоговой системы в целом является не фискальная, а контрольная функция, которая заключается в возможности анализа и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, их доходами и имущественным положением в ходе налогового процесса, и особенно при проведении налоговых проверок. Например, при проверке НДС контролируется практически весь объем реализации, в отдельный вид контроля выделена проверка цен при совершении сделок между хозяйствующими субъектами и т.

д. При проверке налога на прибыль организаций контролируются все ее доходы и расходы; при проверке НДФЛ — все доходы граждан, налоговых резидентов и нерезидентов, получаемые в различных странах. При проверке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) контролируется получение доходов и расходы при всей добыче полезных ископаемых в стране.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что контрольная функция налогов и налоговой системы распространяется практически на весь ВВП, созданный в стране. И.И. Кучеров замечает, что «регулирующая и контрольная функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов и обслуживают налоговое регулирование и налоговый контроль -родственные сферы финансовой деятельности государства .

контрольная функция налогообложения позволяет государству «отслеживать» своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы» [1, с.

133-134]. Вполне очевидно, что налоги и налоговая система в целом выполняют одни и те же функции, но категория «налог» является лишь составной частью налоговой системы.

Подсистемы или другие компоненты не могут выполнять функции всей системы; налог не может выполнять функции всей налоговой системы. Такое возможно только при условии отождествления понятий «налог» и «налоговая система», что автор считает возможным при определенных условиях, но непродуктивным с точки зрения институционального системного подхода.

Ситуация аналогична той, когда различают принципы налогообложения и принципы построения налоговой системы. Чтобы внести ясность, представляется целесообразным деление функций на функции разного порядка.

Функции более низкого порядка присущи подсистемам и элементам, а функции более высокого порядка — самой налоговой системе. Не вызывает особых возражений положение, что у всех налогов главное предназначение — фискальное, которое порождает соответствующую функцию. Все остальные функции налогов являются производными от фискальной функции.

Выполнение налогами тех или иных функций обеспечивает налоговая система благодаря си-нергетическим свойствам, выражающимся в том, что возможности системы превышают сумму возможностей ее компонентов.

Другими словами, функции выполняет вся система в результате вза- имодействия входящих в ее состав компонентов, т.е. подсистем и элементов. В отечественной экономической литературе сформировался практически единый подход к методологии исследования функций финансов и налогов, при этом имеются некоторые нюансы. Представители ленинградской школы финансовой науки считают, что

«функции любой экономической категории выражают ее общественное назначение, присущее именно данной категории»

[2, с.

26]. По их мнению,

«налогам, как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов, присуща прежде всего их первая функция — фискальная, в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории — обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами»

[2, с. 26]. Аналогичной точки зрения придерживается авторский коллектив под руководством Д.Г. Черника, наделяя налоги контрольной функцией, благодаря которой

«оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику»

[3, с.

41]. В. Г. Пансков обращает внимание на то, что

«каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему»

[4, с.

27]. Таким образом, все вышеприведенные авторы связывают функции экономических, финансовых категорий с их общественным назначением.

Важно подчеркнуть, что все они рассматривают функции налогов во взаимосвязи со всей системой налогообложения.

Оригинальную точку зрения представили ученые авторского коллектива под руководством И.

А. Майбурова, которые пишут, что

«признаки налога и налоговой системы отнюдь не идентичны»

[5, с. 196]. При этом утверждается, что

«функции налогов (фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная), выражающие общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства в полной мере переносимы и на функции налоговой системы»

[5, с.

196]. По мнению автора, здесь мы имеем дело с расширенной трактовкой понятия налог, которая требует уточнения. Если мы рассматриваем налог как компонент системы, должны признать, что вышеназванные функции выполняет налоговая система в целом. В теории налогообложения имеет место трактовка налога как объективной экономической категории, а категория — это наиболее широкое понятие, используемое при исследовании экономических явлений, в том числе и налоговых отношений.

Представители ленинградской финансовой школы при исследовании взаимосвязи и последовательности формирования конкретного налогового механизма на вершину «пирамиды» поместили категорию «налоги», затем последовательно «налоговые теории», «налоговую политику» и только после этого — «налоговую систему», далее представлены «налогообложение (налоговый процесс)», «налоговый механизм» и «налоговые инструменты» [2, с. 28]. Такое построение имеет свою внутреннюю логику с точки зрения ранжирования категорий.

При исследовании налогообложения как системы налог надо рассматривать как категорию, соподчиненную понятию налоговой системы; тогда на вершину пирамиды следует поместить «налоговую систему» и двигаться далее от общего к частному. При таком подходе, не умаляя всей многогранности категории «налог», следует рассматривать налог прежде всего как обязательный платеж государству, вокруг которого формируются экономические, финансовые, правовые отношения и ценности, признаваемые в обществе. Сторонниками точки зрения,

«что у налогов только одна функция — фискальная: в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога»

являются И.В.

Горский и его единомышленники, которые считают, что необходимо различать функции и роль налога —

«признание за налогами единственной функции -фискальной позволяет разделить использование налогов в качестве орудия фиска и орудия экономической политики»

[6, с. 11-12]. По мнению автора, регулирующая, контрольная и распределительная (перераспределительная) функции выполняются инструментами налоговой системы в ходе выполнения фискальной функции налога.

Поскольку уплата налогов предполагает использование механизма перераспределения, данный процесс не может происходить без учета и контроля. Таким образом, логично придерживаться мнения, что о функциях экономических категорий, в том числе налогов, в строгом смысле слова можно говорить только с точки зрения системного подхода, т.е. теории экономических систем. Достаточно убедительна точка зрения Т.Ф.

Юткиной, которая считает, что

«в механизме налогового регулирования заключено контрольное свойство системы»

[7, с. 86]. При этом она против наделения системы налогообложения относительно обособленной контрольной функцией. Если дальше следовать логике, можно говорить о том, что функции выполняет вовсе не налог и не налоговая система, а лишь полномочные органы государственного управления системой.

Однако такой подход, вероятно, не будет конструктивным, поскольку он не расширяет горизонты для дальнейшего исследования функций налоговой системы. Научная гипотеза о том, что контрольная функция выполняется всеми подсистемами и элементами налоговой системы имеет практическое значение.

Можно констатировать, что на сегодняшний день эффективность налогового контроля не столь высока, как могло быть в условиях институциональной экономики, учитывая, что налоги «выжили» в историческом соревновании с другими формами мобилизации средств в государственную казну.

О значении налогов в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005, 2007, 2010, 2011 гг. и объемах работы по контролю можно судить по данным, приведенным ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Доля налоговых платежей в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005, 2007, 2010, 2011 гг.* Доходы Годы 2005 2007 2010 2011 Всего, млрд руб., из них: 8579,6 13368,3 16031,9 20855,4 налоговые платежи, млрд руб. 6133,3 9783,3 10289,0 12551,02 доля налоговых платежей (%) 71,5 73,2 64,2 60,2 * Источники: Российский статистический ежегодник -2011: Стат.

сб. / Росстат. — М., 2011. — С. 578; URL: http:// www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/ ONNP_2013-2015.pdf О значении и масштабности работ по контролю за поступлениями налогов и сборов свидетельствуют и данные о численности персонала, работающего в ФНС России, о количестве организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков и др.

Неэффективность налогового контроля в России и в других странах — это следствие малоэффективной работы института власти и властных структур, когда допускается несоблюдение законности, коррупция. С другой стороны, она связана с несовершенством элементов, образующих налоговую систему. Выводы Таким образом, реальное повышение эффективности контроля возможно только при усилении роли демократических институтов в обществе.

В отношении налогового контроля это означает соединение преимуществ государственного налогового контроля с возможностями и потенциалом негосударственных контролирующих органов, включая аудиторские и консалтинговые организации.

Речь идет о частичной передаче некоторых полномочий налогового контроля указанным организациям.

Эти меры требуют высочайшей осторожности и должны проводиться первоначально в виде эксперимента в ряде субъектов РФ под государственным контролем со стороны Министерства финансов и ФНС России. Предложение касается налогового администрирования лишь в отношении средних и малых предприятий, фискальная роль которых не столь велика. Тем не менее его реализация потребует внесения ряда изменений в налоговую систему.

Институциональный подход к организации налогового контроля означает, что его усиление может быть только при реформировании всех его подсистем, включая главных игроков — налогоплательщиков и налоговых администраторов, а также правил игры между ними в форме законодательства о налогах и сборах. Систему налогоплательщиков надо построить таким образом, чтобы основными плательщиками в среде малого и среднего бизнеса стали физические лица — владельцы и менеджеры этого бизнеса. Это обеспечит дополнительную увязку с предложением их проверки негосударственными структурами (наделенными государственными полномочиями), которым они больше доверяют.

В отношении налогового администрирования следует установить различные подходы к крупным и некрупным предприятиям.

Формально это существует и заключается в открытии межрегиональных инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками. Однако методы работы практически такие же.

Следует исходить из того, что основными нарушителями налогового законодательства являются именно крупнейшие налогоплательщики; при этом нарушения часто носят умышленный характер и направлены на получение корпоративных преимуществ. Крупные компании, как правило, эксплуатируют общенациональные ресурсы и зачастую необоснованно присваивают природную и другие виды рент.

Поэтому к ним необходимо проявить принципиально жесткий подход при проведении мероприятий налогового контроля. Средний и малый бизнес лишен преимуществ крупных компаний, он зарабатывает на личном труде его организаторов.

Функции крупных и малых предприятий в обществе разные; последние создают рабочие места для тех категорий населения, которым не нашлось места в крупных компаниях. Исходя из сказанного, необходим дифференцированный подход к администрированию указанных категорий налогоплательщиков, что должно отразиться в структуре и полномочиях налоговых инспекций. Межрайонные инспекции, работающие с малыми формами предпринимательства, должны получить больше свободы в выборе видов налоговых проверок для достижения их качественного и своевременного выполнения.

На этом уровне для проведения налоговых проверок можно экспериментально апробировать и предложения по привлечению аудиторских организаций. Список литературы 1. Кучеров И.И.

Теория налогов и сборов (Правовые аспекты). — М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2009. — 473 с. 2. Налоги и налогообложение / под ред.

М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 528 с. 3. Налоги: учеб. пособие / под ред.

Д.Г. Черника. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 544 с. 4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник.

— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.

— 496 с. 5. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

— 655 с. 6. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред.

И.В. Горского. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 288 с. 7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник.

-2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с. В редакцию материал поступил 11.03.13 © Якупов З.С., 2013 Информация об авторе Якупов Замир Сагирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Институт экономики, управления и права (г.

Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: Как цитировать статью: Якупов З.С.

Контрольная функция налога во взаимосвязи с другими его функциями // Актуальные проблемы экономики и права. — 2013. — № 3(27). — С. 171-175. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Z.S. YAKUPOV, PhD (Economics), associate professor Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia CONTROLLING FUNCTION OF A TAX IN INTERCONNECTION WITH ITS OTHER FUNCTIONS Objective: to define and view the functions of taxes and taxation system.

Methods: deduction and induction, scientific abstrcting, logical and statistical methods. Results: the carried out analysis of the existing hypotheses on finances and taxes has proved that tax functions are fulfilled by the overall taxation system as a result systemic effect.

Measures are suggested to improve the subsystems and elements of taxation system and tax administration as a whole. Scientific novelty: basing on the fact that the actual increase of control efficiency is possible only on condition of the increase of democratic institutions role in the society and establishing the state-private partnership, it is suggested to combine the advantages of state tax control with the potential of non-state controlling bodies, including audit and consulting organizations.

During tax administration it is proposed to establish different approaches to large and small enterprises, because of their different roles in the society (strengthening of the tax control is needed in case of the large enterprises). Interdistrict inspections working with small businesses should obtain more freedom in choosing the types of tax control, to achieve their rational combination.

Small business can become an experimental site for testing new approaches in tax administration.

Practical value: possibility to increase tax control efficiency by involving audit organizations in tax inspections and other measures of tax control. Key words: taxation principles; taxation system; tax functions; controlling function of taxation system.

References 1. Kucherov I.I. Teoriya nalogov i sborov (Pravovye aspekty) (Theory of taxes and tolls (Legal aspects)). Moscow: ZAO «YurInfoR», 2009, 473 p. 2. Nalogi i nalogooblozhenie, pod red.

M.V. Romanovskogo, O.V. Vrublevskoi (Taxes and taxation / edited by M.V.

Romanoskiy, O.V. Vru-belevskaya). Saint Peyersburg: Piter, 2009, 528 p. 3. Nalogi, pod red. D.G. Chernika (Taxes / edited by D.G.

Chernik). Moscow: Finansy i statistika, 1998, 544 p.

4. Panskov V.G. Nalogi i nalogovaya sistema Rossiiskoi Federatsii (Taxes and tax system of the Russian Federation). Moscow: Finansy i statistika, 2008, 496 p.

5. Nalogi i nalogooblozhenie, pod red. I.A. Maiburova (Taxes and taxation, edited by I.A.

Mayburov). Moscow: YuNITI-DANA, 2007, 655 p. 6. Nalogovaya politika Rossii: problemy i perspektivy, pod red. I.V. Gorskogo (Taxation policy of Russia: problems and prospecs / edited by I.V.

Gorskiy). Moscow: Finansy i statistika, 2003, 288 p. 7. Yutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie (Taxes and taxation). Moscow: INFRA-M, 2002, 576 p.

Information about the author Yakupov Zamir Sagirovich, PhD (Economics), associate professor of «Taxes and taxation» chair, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: How to cite the article: Yakupov Z.S. Controlling function of a tax in interconnection with its other functions, Aktual’nye problemy ekonomiki iprava, 2013, No.