Права и обязанности при составлении административного протокола

Права и обязанности при составлении административного протокола

Юрконсультация: правила составления протокола об административном правонарушении


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, правила составления протокола об административном правонарушении. Допускаются ли при заполнении протокола записи инспектора ДПС на полях? Иванова Марина Юрьевна Ответ: Правила составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно части 1 названной статьи о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ. При этом в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

С уважением, Малкин Олег, юрист Независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Задайте свой вопрос Власть Право Юрконсультация Юрконсультация агентства «Инвесткафе»

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2019 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Составление протокола

Протокол фиксации административного правонарушения является документом, который составляется уполномоченным на такое действие лицом.

По своей сути доказательством вины или невиновности определенных лиц он не служит – он только содержит описание произошедшего.

Основанием для возможности составления протокола является:

  1. Нарушителем оспариваются определенные моменты, что могут иметь существенное влияние при определении степени вины лица или той меры наказания, которая может быть использована в данном случае;
  2. Выявление правонарушения и отсутствие полномочий на вынесение решения относительно меры пресечения сразу же после произошедшего;
  3. Факт правонарушения оспаривается тем лицом, которое в нем обвиняется;
  4. В ситуации, когда нарушителем выступает субъект, которому на момент самого нарушения еще не исполнилось 16 лет;
  5. Если лицо отказывается выражать свое согласие или несогласие по факту правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств;
  6. Если нарушителем выступает должностное лицо, связанное с МВД.

Права и обязанности нарушителям разъясняют при составлении административного протокола

(Город Казань KZN.RU, 20 марта).

Прокуратура Авиастроительного района Казани поясняет порядок разъяснения прав и обязанностей при составлении протокола об административном правонарушении. Просьба разъяснить данный порядок поступила от одного из жителей Казани. В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ должностными лицами составляется протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ должностными лицами составляется протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст.28.6 (

«Назначение административного наказания без составления протокола»

) КоАП РФ. Согласно ч.3 указанной статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Поскольку закон дает возможность физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, то в соответствии с этим, права и обязанности должны быть разъяснены должностными лицами до подписания протокола, иначе это приводит к нарушению их прав на защиту. На практике же права и обязанности не разъясняются только в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, поскольку в этом случае протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Лишь после соблюдения порядка составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае составления протокола в их отсутствие, в документе делается соответствующая запись. Как отмечают в прокуратуре Авиастроительного района Казани, прокурором при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении также разъясняются права и обязанности лицу (представителю лица), в отношении которого вынесено процессуальное решение, до подписания постановления.

(А) Теги: административные правонарушения прокуратура Общество

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль. До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе. Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным.

Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал.

Временной сбой ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться: — событие административного правонарушения, — место и время совершения административного правонарушения. «Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», — отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому — на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут). Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной. Разъяснение прав Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 — при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции»

, — указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует.

Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту»

, — отмечает ВС РФ.

Понятые и Конституция Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ). Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.
Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления»

, — подчеркивает судья.

Извещение правонарушителя Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился. Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи»

. Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка». Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», — считает ВС РФ.

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение. В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

Алиса Фокс

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, виды административных правонарушений и ответственность за их совершение установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела об административном правонарушении прокурором (ст.

28.4 КоАП РФ), назначения наказания на месте совершения административного правонарушения, когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки (ч.

3 ст. 28.6 КоАП РФ). Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ. Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

25.1 КоАП РФ. Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника (статья 25.5 КоАП РФ).

В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, правонарушителю предоставлено право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Кроме вышеперечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства (например – о проведении экспертизы и т.п.) и отводы, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ).

Важно отметить, что на правонарушителя распространяются положения ст.

51 Конституции РФ, согласно которым, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Также, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием.

Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Что же касается обязанностей, то в ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела в случае, если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали обязательным его присутствие при рассмотрении дела. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства или обязательные работы.

Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ закреплена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу — уплатить штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Рассматриваемая обязанность иным образом сформулирована применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, — выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Правовая группа МО МВД России «Алапаевский»

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным.

В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст.

28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей .Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол. Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения.

В такой ситуации, согласно ст. 28.6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю.

Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт , и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования к содержанию указанного документа прописаны в 28.2 ст.

КоАП.Дорогие читатели, каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Регионы: .
  3. Москва: .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Рейтинг автора115

Автор статьиЮристНаписано статей252

(Пока оценок нет)

Загрузка. Отлично 0Похожие вопросы

392

1 562

689

718Добавить комментарий пять × четыре = Популярное3 3682 2161 831Обновления на сайте

6

10

6

10Показать ещеPravo.TeamВаша персональная команда© 2019–2019 – Юридический журналПерепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Форум: Задать вопрос эксперту Спасибо!В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Прокуратура Московской области

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, а также виды административных правонарушений и ответственность за них регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме того, виды административных правонарушений и ответственность за них устанавливается также законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При совершении любого административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда производство возбуждается постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ), когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч.1 ст.

28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч.3 ст.28.6 КоАП РФ).

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается производство, либо его представителю разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка (ч.3 ст.

28.2 КоАП РФ), а также ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Кроме того, указанному лицу предоставлено право, давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны прилагаться к нему (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица (ч.

6 ст. 28.2 КоАП РФ). В случае неявки лица, в отношении которого составляется протокол (если оно извещено в установленном порядке), протокол составляется в его отсутствие и направляется ему в течение трех дней со дня составления. К правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.2 ст.

25.1 КоАП РФ). В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, в котором, помимо прочего, должны быть разъяснены срок и порядок его обжалования, а при назначении наказания в виде штрафа также указывается информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа (ч.1.1 ст.

29.10 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ): 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением категорий административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.

4.5 КоАП РФ, для которых предусмотрен увеличенный срок привлечения к административной ответственности.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по КОАП РФ

  1. «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
  2. «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)
  3. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2019 — 2020 годы»

об административном правонарушении

На законодательном уровне протокол упоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.

Протокол требует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  1. Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.
  2. Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  3. Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  4. Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  5. Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  6. Пояснения человека или представителя организации по делу.
  7. Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  8. День, месяц, год и населенный пункт составления.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены.

При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола выдается лицу, о котором составлен протокол.

Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется.

Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте.