Приказ об экстернате в школе

Образец приказа о зачислении экстерна для прохождения ГИА


Приложение N 3 к Положению о получении образования вне образовательной организации (в форме семейного образования и самообразования) в муниципальном образовании Щекинский район «Образец приказа о зачислении экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации» Приложение N 3 к ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗ «__» _________ 20___ г. N ___ О зачислении экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Зачислить _________________________________, получающего образование (Ф.И.О.

экстерна) в форме ___________________________________________________________________ (семейного образования, самообразования) и изучающего ___________________________________________ иностранный язык, с «____» __________ 20___ г.

по «___» __________ 20___ г. для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации за курс _________ класса по предмету(ам) ___________________________________________________.

2. Утвердить следующий график проведения промежуточной аттестации: Предметы Форма проведения промежуточной аттестации Сроки проведения промежуточной аттестации 3. Утвердить следующий график проведения консультаций по предметам: Предметы Сроки проведения консультаций 1 консультация 2 консультация 4.

Заместителю руководителя образовательной организации по УВР ________ (Ф.И.О.

заместителя) осуществлять контроль за своевременным проведением консультаций и проведением промежуточной аттестации педагогическими работниками, ведением журнала учета проведения консультаций.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Руководитель образовательной организации _________/ ________________/ МП Дата С приказом ознакомлены Дата

Положение об Экстернате

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА ПОЛОЖЕНИЕО ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА СПРАВКАО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗМИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОТ 23 ИЮНЯ 2000 Г. N 1884 О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕЭКСТЕРНАТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ 23 июня 2000 г.

N 1884 (ЮИАИ) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА (Редакция на 17.04.2001) Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 17 мая 2001 г.

N 2709 В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на выбор формы получения общего образования приказываю: 1.

Утвердить: 1.1. Положение о получении общего образования в форме экстерната (приложение N 1).

1.2. Форму справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра А.Ф. Киселева. Министр образования Российской Федерации В.

ФИЛИППОВ 23 июня 2000 г. N 1884 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 4 июля 2000 г. N 2300 Приложение N 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000 года N 1884 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования в форме экстерната, предусмотренного п.

Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования в форме экстерната, предусмотренного п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.

1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.

150; 1997, N 47, ст. 5341). 1.2.

Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. 1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 1.5. Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт. 1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

1.7. Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем. 1.8. Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги. II. Порядок получения общего образования в форме экстерната и сочетания очной и экстернатной форм получения общего образования 2.1.

Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).

2.2. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании. Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

2.3. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением.

Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

2.4. При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.

2.5. Экстерн имеет право: • получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом); • брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения; • посещать лабораторные и практические занятия; • принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

2.6. Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением. 2.7. Обучающиеся, указанные в п.

1.4 настоящего Положения, не прошедшие промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации в форме экстерната, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке. III. Аттестация экстернов 3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.

3.2. Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. 3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура», «технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе.

Выбор иностранного языка осуществляется экстерном и указывается в заявлении о зачислении. 3.4. По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении. 3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.

3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. 3.6. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации экстернов отражаются в протоколах экзаменов с пометкой «Экстернат», которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения.

К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов. 3.7. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

3.8. Исключен. Приложение N 2 СПРАВКА О ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ __________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в _________________________________________________ (наименование общеобразовательного учреждения, адрес) __________________________________________________ в ___________ учебном году пройдена промежуточная аттестация _________________________________________________ № п/п Наименование учебных предметов Полугодие, класс, полный курс предмета Оценка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.

12. _________________________________ класс __________.

(Ф.И.О. обучающегося) (продолжит обучение, переведен) Директор общеобразовательного учреждения __________ (Ф.И.О.) (М.П.) «___» __________ _____г. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ 17 апреля 2001 г. N 1728 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ИЮНЯ 2000 Г.

N 1884 (НЦПИ) В целях обеспечения получения гражданами общего образования в форме экстерната приказываю: 1. Внести в Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 и зарегистрированное Минюстом России от 04.07.2000 N 2300, следующие изменения и дополнения: 1.1.

Название раздела II изложить в следующей редакции: «II. Порядок получения общего образования в форме экстерната и сочетания очной и экстернатной форм получения общего образования». 1.2. Пункт 2.1 изложить в следующей редакции: «2.1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).». 1.3. Абзац третий пункта 2.2 изложить в следующей редакции:

«При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.»

.

1.4. В п. 2.3 слова

«в общеобразовательное учреждение о зачислении в качестве экстерна для прохождения»

заменить словами «о прохождении». 1.5. В пункте 2.4 слова

«При зачислении в общеобразовательное учреждение последнее»

заменить словами «При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение».

1.6. Пункт 2.6 изложить в следующей редакции: «2.6. Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением.».

1.7. Дополнить пунктом 2.7 следующего содержания: «2.7. Обучающиеся, указанные в п. 1.4 настоящего Положения, не прошедшие промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации в форме экстерната, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке.».

1.8. Пункт 3.7 изложить в следующей редакции: «3.7. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.». 1.9. Пункт 3.8 исключить. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.Ф.

Киселева. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 17 апреля 2001 г. N 1728 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ 23 января 2002 г. N 03-51-16ин/13-03 О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА (Д) В целях совершенствования организации получения гражданами Российской Федерации общего образования в форме экстерната Министерство направляет: 1.

Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное Приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2000, N 2300), с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом Минобразования России от 17.04.2001 N 1728 (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2001, N 2709).

2. Форму справки о прохождении промежуточной аттестации, утвержденную Приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2000 N 2300).

3. Методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.А.

БОЛОТОВ 23 января 2002 г. N 03-51-16ин/13-03 Приложение к письму Минобразования России от 23 января 2002 года N 03-51-16ин/13-03 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях разъяснения поступающих запросов организаций, общеобразовательных учреждений и граждан Департамент образовательных программ и стандартов общего образования подготовил Методические рекомендации по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Экстернат как форма получения общего образования предоставляет обучающимся возможность высвободить время для углубленных занятий творчеством, спортом, научными исследованиями, сосредоточить усилия на подготовке в вуз.

Организация экстерната в общеобразовательных учреждениях подчиняется требованиям следующих нормативно — правовых актов: • Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное Приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2000, N 2300), • Приказ

«О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23.06.2000 N 1884»

от 17.04.2001 N 1728 (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2001 N 2709), • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 03.12.1999 N 1075, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000 N 2114); • Положение о золотой и серебряной медалях «За особые успехи в учении.» (Приказ Минобразования России от 03.12.1999 N 1076, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000, N 2113). На основании ст. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» правом выбора формы, а также сочетания форм получения общего образования обладают совершеннолетний гражданин, а также родители (законные представители) несовершеннолетнего.

Администрация, педагогические советы общеобразовательных учреждений могут предложить, но не вправе изменять без желания обучающихся и их родителей форму получения образования. Требования к уровню освоения общеобразовательных программ определяются государственным образовательным стандартом.

По Закону Российской Федерации «Об образовании» получение общего образования гражданами впервые, в том числе и в форме экстерната, осуществляется бесплатно. Решение о предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме экстерната в данном общеобразовательном учреждении принимает его учредитель, что отражается в уставе учреждения. Данный подход обосновывается необходимостью финансирования процедур промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов.

В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната за счет средств учредителя должны быть профинансированы консультации экстернов перед каждым экзаменом, проведение экзаменов и проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии. Экстерн имеет право посещать лабораторные и практические занятия, проводимые для обучающихся по очной форме.

При большом количестве экстернов подобные занятия могут быть организованы специально за счет средств учредителя. Учредитель может также принять на себя решение о финансировании организационной работы с экстернами. Нормативы финансирования определяются в зависимости от возможностей учредителя, количества экстернов и прочих условий.
Нормативы финансирования определяются в зависимости от возможностей учредителя, количества экстернов и прочих условий. Для обучающихся очно существует возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам.

Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Обучающемуся в конкретном общеобразовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения общего образования, если даже экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что обучающийся очно включен в контингент учреждения, средства на его обучение (независимо от формы) заложены.

Родителям обучающегося, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление об этом директору общеобразовательного учреждения, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно. Такая форма реализует индивидуальный подход к обучению, более полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся. При сочетании очной и экстернатной форм получения образования обучающемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения.

Если обучающимся по очной форме не пройдена промежуточная аттестация в форме экстерната по определенному предмету, то он продолжает обучение по очной форме в установленном порядке. Экстернат осуществляется только на основании заявления, которое должен подать совершеннолетний гражданин лично. За несовершеннолетнего заявление подает один из родителей (законных представителей).

Общеобразовательное учреждение, предоставляющее возможности для получения образования в форме экстерната, может отказать в приеме заявления только при отсутствии мест для организации промежуточной и государственной (итоговой) аттестации экстернов. При приеме заявления на экстернат администрация общеобразовательного учреждения может требовать только документы, указанные в Положении о получении общего образования в форме экстерната, а также те, которые удостоверяют личность заявителя. При подаче заявления родителями (законными представителями) несовершеннолетнего рекомендуется директорам общеобразовательных учреждений просить родителей о присутствии самого ребенка.

Если отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает общеобразовательное учреждение. В данной ситуации нужно учитывать знакомство экстерна с формами аттестации, так как возможны ошибки при оценке качества знаний экстерна из-за незнания им каких-либо форм аттестации.

При этом исключены дополнительные психологические или социологические исследования.

Представление справки о промежуточной аттестации из другого общеобразовательного учреждения подтверждает уровень освоения учебных программ, но не освобождает экстерна автоматически от прохождения промежуточной аттестации по всем или некоторым предметам. Решение о перезачете отметок принимает согласно Положению о получении общего образования в форме экстерната руководитель общеобразовательного учреждения.

Срок подачи заявления для прохождения промежуточной аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением. Обычно это возможно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летние каникулы.

Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната не менее чем за три месяца до ее начала (т.е. до 1 марта), что обусловливается необходимостью проведения предшествующих мероприятий: промежуточной аттестации, решения вопроса о допуске к государственной итоговой аттестации, выбора предметов для ее прохождения и т.п.

Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации устанавливаются самим учреждением.

Все это должно быть обязательно доведено до сведения экстернов, родителей несовершеннолетних экстернов. Государственная (итоговая) аттестация, дающая право на получение документа государственного образца, проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации независимо от форм получения образования.

Государственная (итоговая) аттестация, дающая право на получение документа государственного образца, проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации независимо от форм получения образования. Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий.

Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.

Учебные занятия для экстерна могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги на основании Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505). Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий по договору является грубейшим нарушением действующих нормативных правовых актов.

Награждение экстернов золотыми и серебряными медалями, похвальными грамотами и похвальными листами осуществляется на основании соответствующего Положения.

Претендентам на медаль следует проходить промежуточную аттестацию в X — XI (XII) классах в соответствии с порядком, установленным в Положении о награждении золотой и серебряной медалями.

Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом, однако следует учитывать, что возраст приема в общеобразовательное учреждение для получения образования в любой форме устанавливается иными нормативными актами. Получение общего образования в форме экстерната распространяется и на начальное образование, но рекомендуется при необходимости для учащихся начальной школы использовать более приемлемую форму — получение общего образования в семье. Изучать же программу начального общего образования экстерном можно посоветовать лицам, вышедшим из младшего школьного возраста, но по каким-либо причинам не сумевшим получить начальное образование своевременно.

В настоящее время встречаются факты заключения договоров между неаккредитованным негосударственным общеобразовательным учреждением и государственным общеобразовательным учреждением, имеющим аккредитацию, а также между государственным общеобразовательным учреждением и образовательным учреждением начального или среднего профессионального образования на прохождение государственной (итоговой) аттестации обучающимися и получение в результате аттестатов о среднем (полном) общем образовании.

По действующим нормативным документам такая форма работы между образовательными учреждениями не предусмотрена.

В связи с тем, что гражданин имеет право на получение бесплатного общего образования впервые, недопустимо одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных образовательных учреждениях, дающих основное общее и среднее (полное) общее образование. В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.

Лицам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, рекомендуем выдавать справку установленной формы. Для прохождения государственной (итоговой) аттестации в следующем учебном году этим лицам следует подать новое заявление в общеобразовательное учреждение.

В целях успешной организации экстерната департамент рекомендует: — документацию по экстернам выделить в отдельное делопроизводство; — на протоколах промежуточной и итоговой аттестации делать пометку «экстернат»; — прохождение обучающимся очно промежуточной аттестации за курс предмета в экстернатной форме следует оформлять отдельным протоколом; — справку о промежуточной аттестации хранить в личном деле учащегося, а в классном журнале в графе по предмету напротив его фамилии делать запись «сдал экстерном» и выставлять экзаменационные отметки; — проводить разъяснительную работу с родителями, чтобы решение о переводе ребенка на экстернатную форму обучения принималось осторожно, взвешенно, с учетом обеспечения качественного общего образования. Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями.

Задача общеобразовательного учреждения в данном случае — осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными и нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказать профессиональную помощь.

Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования А.В. БАРАННИКОВ

Приложение. Рекомендации по организации экстерната в образовательных учреждениях края, реализующих образовательные программы общего образования

Приложениек письмуМинистерства образованияХабаровского краяот 15 марта 2002 года N 2-26-694 Вопрос.Что представляет собой экстернат?Ответ.На сегодняшний день понятие экстерната трактуется различными законодательными и нормативными правовыми актами неоднозначно.

Рекомендуем прочесть:  Моральный ущерб как оценить

В в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ под экстернатом понимается форма получения образования (форма освоения образовательных программ). Аналогичная трактовка понятия экстерната приводится в , утвержденным .Вместе с тем в речь идет уже об экстернате как некой форме аттестации учащихся.Таким образом, экстернат можно понимать в двух аспектах:1) в широком смысле экстернат — это форма получения общего образования;2) в узком смысле под экстернатом понимается некий особый порядок прохождения промежуточной и итоговой аттестации за курс основной или средней школы.В дальнейшем мы будем понимать экстернат как самостоятельное освоение экстерном программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией.Экстерн — лицо, обучающееся в форме экстерната.

Возможность получения общего образования имеют лица без ограничения возраста.Вопрос.Какие законодательные и нормативные правовые акты регламентируют порядок организации экстерната?

Может ли быть принято краевое или муниципальное положение об обучении в форме экстерната?Ответ.Организация экстерната регламентируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами: в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, , утвержденным , , утвержденным .В связи с тем, что является приказом прямого действия, принятие краевого или муниципальных положений об обучении в форме экстерната недопустимо. Нормативные документы и методические материалы, разрабатываемые на уровне края или муниципальных образований, а также локальные акты образовательных учреждений могут лишь в рамках соответствующих компетенции дополнять и конкретизировать отдельные положения федерального документа.Вопрос.Необходимо ли получение образовательным учреждением лицензии на реализацию образовательных программ в форме экстерната?Ответ.Нет. Действующим (утверждено ) и другими нормативными правовыми актами получение образовательным учреждением лицензии на реализацию образовательных программ в форме экстерната не предусмотрено.Вопрос.Кто принимает решение об организации в образовательном учреждении экстерната?Ответ.Решение об организации экстерната в образовательном учреждении принимает руководитель.

Данное положение должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения.Вопрос.Какие положения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения, планирующего осуществлять реализацию образовательных программ в форме экстерната?Ответ.В этом случае в уставе образовательного учреждения должны быть сформулированы и зафиксированы следующие положения:порядок установления уровня освоения гражданами общеобразовательных программ при отсутствии у них документов, определенных Положением о получении общего образования в форме экстерната (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом);порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации экстернов (включая сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации).Вопрос.Какими правами обладает экстерн?Ответ.В соответствии с действующим экстерн имеет право:получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;посещать лабораторные и практические занятия;принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в порядке и в сроки, установленные уставом общеобразовательного учреждения — промежуточную — и в сроки, установленные МО РФ — государственную.Вопрос.Каков рекомендуемый порядок зачисления экстернов в образовательное учреждение?Ответ.Заявление о разрешении прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина. В этом случае в заявлении необходимо указать выбор экстерном конкретного иностранного языка. Факт ознакомления экстерна (родителей или законных представителей несовершеннолетних) с нормативными документами, регламентирующими уставную деятельность образовательного учреждения (устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, учебный план, образовательные программы, положение по итоговой аттестации и др.) фиксируется в заявлении фразой «с документами.

(указать) ознакомлен».Заявление о разрешении прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).Личные заявления (заявления родителей, законных представителей) регистрируются в специальном журнале ().Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение гражданами общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.Руководитель общеобразовательного учреждения издает приказ о зачислении гражданина на обучение в форме экстерната (для лиц, не обучающихся в данном образовательном учреждении очно). Данный приказ является основанием и гарантией реализации прав экстерна, определенных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.В случае зачисления на обучение экстерна, не обучающегося в данном образовательном учреждении очно, в алфавитную книгу (книгу движения учащихся) его фамилия не заносится, но открывается личное дело, в котором фиксируются результаты промежуточных и итоговой аттестации. Для нумерации личного дела экстерна используется система кодификации, предусматривающая следующий формат: XXXX-XX, где позиции до знака тире зарезервированы для порядкового номера личного заявления (из регистрационного журнала экстернов), а позиции после знака тире зарезервированы для двух последних цифр текущего года на момент подачи заявления.

Например, номер личного дела 12-02 означает, что заявление экстерна зарегистрировано в журнале под порядковым номером 12 в 2002 году.Личное дело хранится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению личных дел учащихся общеобразовательного учреждения.Вопрос.Как проводится промежуточная аттестация экстернов?Ответ.Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации экстерна устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации экстернов и учащихся, обучающихся в данном образовательном учреждении по очной форме могут не совпадать.Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации.Промежуточная аттестация экстернов, не являющихся учащимися очной формы обучения данного образовательного учреждения, является обязательной и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения (кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура», «технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении) за каждый год обучения (класс), для которого документально подтвержденные сведения о результатах промежуточной аттестации отсутствуют (или не могут быть перезачтены).Результаты промежуточной аттестации в форме годовых итоговых отметок по предметам, полученных экстерном ранее в другом образовательном учреждении, по решению руководителя общеобразовательного учреждения могут быть перезачтены.В любом случае экстерны, не являющиеся учащимися очной формы обучения данного образовательного учреждения, должны пройти промежуточную аттестацию за последний год обучения на соответствующей ступени (претендующие на получение основного общего образования — за 9-й класс, претендующие на получение среднего (полного) общего образования — за 11-й класс).Прохождение промежуточной аттестации проводится по предметам учебного плана.

Форму проведения экзамена, — по билетам, реферат, собеседование, — устанавливает само образовательное учреждение.

Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную аттестацию, имеют право в последующем пройти промежуточную аттестацию в порядке и в сроки, установленные уставом общеобразовательного учреждения.Для проведения промежуточной аттестации руководителем издается приказ о создании предметных комиссий, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.График консультаций (в пределах двух учебных часов перед каждым экзаменом) утверждается руководителем образовательного учреждения.Промежуточная аттестация экстернов отражается в протоколах экзаменов с пометкой «Экстернат», которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения.

К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.Вопрос.Как проводится государственная (итоговая) аттестация экстернов?Ответ.Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с ().Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по предметам учебного плана (кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура и ОБЖ», «технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении) по всем годам (классам) соответствующей ступени обучения.Допуск экстерна к итоговой аттестации оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.Для проведения экзаменов экстернов используются те же экзаменационные материалы, что и для учащихся очной формы обучения.Письменные и устные экзамены экстерны могут сдавать одновременно с выпускниками общеобразовательных учреждений в тех же учебных помещениях, но протоколы экзаменов при этом оформляются раздельно.Итоговая аттестация экстернов отражается в протоколах экзаменов с пометкой «Экстернат», которые подписывают все члены экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.Экстерны, не явившиеся или не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительным причинам, имеют право в последующем (через год) пройти ее в сроки, установленные Министерством образования Российской Федерации. При неявке на экзамены по уважительным причинам экстерны, как и учащиеся очной формы обучения, имеют право сдать экзамены в дополнительные сроки, установленные общеобразовательным учреждением по согласованию с министерством образования края в каждом отдельно взятом случае.Экстерны могут быть награждены золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» по итогам прохождения промежуточной аттестации по всем учебным предметам в объеме программ III ступени общего образования и государственной аттестации в соответствии с .Вопрос.Делается ли запись «экстернат» в правом верхнем углу аттестате?Ответ.Форма получения образования в аттестате не указывается.Вопрос.Если в общеобразовательном учреждении имеется вакансия учителя по иностранному языку, а учащийся желает в аттестате по иностранному языку иметь запись и отметку, имеет ли он право сдать данный предмет в другом учреждении и как это оформляется?Ответ.Учащийся обращается с просьбой в муниципальный орган управления образованием, издается приказ о разрешении сдачи иностранного языка в форме экстерната в общеобразовательном учреждении, в уставе которого закреплена экстернатная форма получения образования.

На основании данного приказа в общеобразовательном учреждении издаются приказы о разрешении учащемуся сдачи промежуточной аттестации по ин.

языку в форме экстерната, о составе экзаменационной комиссии и времени сдачи экзамена. Копии вышеуказанных приказов, протокола сдачи экзамена по иностранному языку предоставляются в общеобразовательное учреждение, в котором обучается учащийся. В сводной ведомости журнала в колонке ин.

язык ставится отметка с указанием: сдал экстернатом.Вопрос.Каков порядок оплаты труда педагогических работников, привлеченных к работе с экстернами?Ответ.Получение общего образования в форме экстерната является бесплатной формой освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.Общеобразовательным учреждениям, организующим экстернат, необходимо планировать дополнительные средства на оплату труда педагогических работников при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведение собеседований, консультаций в соответствии со следующими нормативами:- на письменные экзамены при получении основного общего образования — 5 учебных часов по родному языку и литературе и 4 учебных часа по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса; при получении среднего (полного) общего образования — 8 учебных часов по родному языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;- на проверку письменных работ: по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования; по 20 минут на каждую письменную работу по математике и по 25 минут на каждую письменную работу по русскому языку и литературе при получении среднего (полного) общего образования;- на устные экзамены и собеседования: на проведение устных экзаменов или собеседований (в т.ч.