Производство и продажа спта ответственность

Незаконный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: характеристика объективной стороны Текст научной статьи по специальности «Право»


БЕЛЕЦКИЙ И.А., кандидат юридических наук, Научно-исследовательский отдел; Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, ул. Комарова, 7 BELETSKY I.A., Candidate of Legal Sciences, Research department; Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Komarova St.

7, Omsk, 644092, Russian Federation НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ Аннотация. В работе дается оценка объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что перенос определения понятия оборота алкогольной продукции из Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

в диспозицию анализируемой нормы является неверным решением законодателя, так как действующая редакция статьи 171.3 уголовного закона позволяет правоприменителю оценивать в качестве преступлений деяния, которые по смыслу отраслевого закона не подлежат обязательному лицензированию и, следовательно, не являются преступными. Отсутствие в диспозиции анализируемой статьи цели сбыта не позволяет квалифицировать как оконченное преступление факты закупки, перевозки и хранения алкогольной продукции, которые были совершены для ее последующего сбыта.

Автором статьи сформулирована и предложена новая редакция части 1 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая, по его мнению, позволит обеспечить эффективную уголовно-правовую охрану общественных отношений в сфере государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Ключевые слова: незаконный оборот алкогольной продукции; алкогольная продукция; этиловый спирт; объективная сторона преступления.

ILLEGAL TRAFFICKING OF ETHYL ALCOHOL AND PRODUCTS CONTAINING ALCOHOL: CHARACTERISTICS OF THE OBJECTIVE SIDE Annotation. The objective side of the crime, provided by article 171.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, is estimated.

The author comes to the conclusion that transferring the definition of the concept of turnover of alcoholic beverages from the Federal Law of the Russian Federation of November 22, 1995 No. 171-FL

«On the state regulation of production and trafficking of ethyl alcohol and products containing alcohol and restriction of consumption (drinking) of alcoholic beverages»

in the disposition of the analyzed norm is the wrong decision of the legislator, since the current wording of article 171.3 of the Criminal Code allows the law enforcer to qualify the acts which, within the meaning of a sectoral legislation, are not subject to compulsory licensing and, therefore, are not criminal, as a crime. The absence of the purpose of sales in the disposition of the analyzed article does not allow to qualify the facts of purchase of alcoholic beverages, their transportation and storage, committed for subsequent sale as a completed crime.

The author of the article has formulated and proposed a new wording of part 1 of article 171.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

In his opinion, it will provide the effective criminal law protection of public relations in the sphere of state regulation of the turnover of alcoholic beverages.

Keywords: illegal alcohol trade; products containing alcohol; ethanol; the objective side of the crime; corpus delicti. Статья 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) устанавливает ответственность за производство, закупку (в том числе импорт), по- ставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствую- щей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, который начинается от ста тысяч рублей.

Состав указанного преступления является формальным, а сама норма — бланкетной.

Для ее правильного применения необходимо обращаться к правилам, установленным Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(далее — Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат: 1) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; 2) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; 3) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; 4) закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; 5) производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; 6) розничная продажа алкогольной продукции; 7) перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; 8) производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции*. Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ получение лицензии необходимо лишь при осуществлении указанных видов деятельности, которую необходимо призна- * О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 нояб. 1995 г. N 171-ФЗ: ред.

от 1 мая 2019 г. // Собр. законодательства Рос.

Федерации. 1995. N 48. Ст. 4553; Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www.pravo.gov.ru iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . вать предпринимательском, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст.

2 ГК РФ). Лицензируемая деятельность предполагает совершение организацией цикла действий, направленных на получение прибыли: покупка (изготовление) -продажа [1, с. 5]. Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, направлены на вовлечение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — «алкогольная продукция») в оборот, то есть продажу и извлечение прибыли.

5]. Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, направлены на вовлечение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — «алкогольная продукция») в оборот, то есть продажу и извлечение прибыли. Хранение «алкогольной продукции» и перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции подлежат лицензированию, поскольку являются возмездными услугами — хранится и перевозится чужая «алкогольная продукция».

Вместе с тем из диспозиции комментируемой нормы следует, что, например, перевозка или хранение «алкогольной продукции» без соответствующей лицензии в случае, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, образуют состав преступления. К такому выводу приходит правоприменитель.

Например, приговором Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2019 г. по делу N 1-327/2018 гражданин Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.

«б» ч. 2 ст. 171.3 УК РФ, за хранение приобретенной им алкогольной продукции в крупном размере без соответствующей лицензии**. Приговором Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2019 г.

по делу N 1-284/2018 гражданин К. признан виновным в совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена п. «б» ч. 2 ст. 171.3 УК РФ, за то, что с целью осуществления перевозки этилового ** Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2019 г.

по делу N 1-327/2018 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: http:// sudact.ru спирта в особо крупном размере приобрел этиловый спирт, который поместил в кузов автомобиля, и, управляя вышеуказанным автомобилем, осуществлял движение по автодороге «Кавказ», тем самым осуществлял перевозку этилового спирта незаконно, без соответствующей лицензии, в особо крупном размере, до тех пор, пока не был остановлен сотрудниками полиции*. Перевозка и хранение не подлежат обязательному лицензированию, что подтверждается и Росалкогольрегулировани-ем: «подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью (курсив наш.

— И. Б.) данной организации»**. Аналогичный подход справедлив и для перевозки этилового спирта.

В приведенных выше примерах осужденные, вероятно, хранили и перевозили алкогольную продукцию и этиловый спирт в целях сбыта, то есть последующей «поставки» согласно терминологии Закона N 171-ФЗ, и в некоторых случаях суды указывают, что инкриминируемые деяния, например закупка и хранение, совершаются с такой целью.

Например, Ардонский районный суд Республики Северная Осетия — Алания в приговоре от 28 мая 2019 г. по делу N 1-74/2018 указал, что гражданин Ф., не имея лицензии на производство, закупку, поставки, хранение, перевозки и розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с целью осуществления незаконного оборота этилового спирта, на территории Республики Северная Осетия — Алания приобрел этиловый спирт в количестве не менее 16 200 литров. В продолжение реализации преступного умысла, направленного на незаконный оборот этилового спирта, привлек для перевозки этилового спирта не осведомленного об этом гражданина А.

с целью дальнейшего сбыта за пределами Республики Северная Осетия — Алания. Своими действиями гражданин Ф. совершил преступление, ответственность за которое предусмотрена ч.

1 ст. 171.3 УК РФ***. По другому делу суд признал гражданина Х. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.

1 ст. 171.3 УК РФ, при следующих обстоятельствах: имея преступный умысел на осуществление незаконного хранения и перевозки этилового спирта, не являясь индивидуальным предпринимателем и не имея лицензии на производство, хранение и реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с целью извлечения дохода в крупном размере, гражданин Х.

у неустановленного лица незаконно приобрел 21 200 литров этилового спирта крепостью 96,6 %, после чего хранил с целью последующего сбыта.

В осуществлении своего преступного умысла, с целью сбыта, гражданин Х.

попытался осуществить перевозку этилового спирта на автомашине, однако она была остановлена сотрудниками полиции, а этиловый спирт обнаружен и изъят****.

Вынося подобные решения, суды не учитывают, что в диспозиции комментируемой нормы признак «с целью сбыта» отсутствует. В связи с этим возникает вопрос о квалификации деяния, состоящего, например, из закупки, перевозки и хранения приобретенной алкогольной продукции с целью ее последующих поставок, то есть сбыта, но без самого факта сбыта, а также квалификации действий лиц, которые успели реализовать лишь часть «алкогольной продукции».

Вопрос этот весьма значимый, поскольку от ответа на него зависит квалификация деяния как оконченного преступления либо только как покушения на него. Особенность нормы ч. 1 ст. 171.3 УК РФ заключается в том, что она является бланкетной и предусматривает ответственность * Приговор Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 мая 2019 г. по делу N 1-284/2018 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт.

URL: http://sudact.ru ** Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: официальный сайт. URL: http://www.fsrar.ru *** Приговор Ардонского районного суда Республики Северная Осетия — Алания от 28 мая 2019 г. по делу N 1-74/2018 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт.

URL: http://sudact.ru **** Приговор Правобережного районного суда Республики Северная Осетия — Алания от 29 мая 2019 г.

по делу N 1-100/2018 // Там же.

за оборот «алкогольной продукции», осуществляемый без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна. Как было указано выше, лицензия нужна, если осуществляется предпринимательская деятельность, «предпринимательский» оборот «алкогольной продукции». В этом обороте, состоящем из последовательных производства (закупки), перевозки и хранения, последним действием является поставка (сбыт).

В этом обороте, состоящем из последовательных производства (закупки), перевозки и хранения, последним действием является поставка (сбыт). В связи с этим нельзя согласиться с утверждением М.Г.

Жилкина, который полагает, что отсутствие цели сбыта в диспозиции комментируемой нормы не имеет существенного значения, поскольку, как правило, нелегальные «бутлегеры» занимаются незаконной деятельностью, стремясь получить доход, а без сбыта продукции этого достичь невозможно [2, с. 32]. Необходимо отметить, что квалификация как оконченного преступления, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью ст. 171.3 УК РФ, закупки алкогольной продукции, ее перевозки и хранения, совершенных в целях сбыта, однако без самого факта сбыта, является необоснованной и незаконной.

Согласно действующей редакции ст.

171.3 УК РФ такие действия при доказанности умысла на сбыт (поставку или розничную продажу) могут квалифицироваться только как покушение на незаконный оборот алкогольной продукции, которое заключается, например, в закупке, хранении алкогольной продукции с целью ее поставки или розничной продажи (покушение на незаконный оборот «алкогольной продукции»). Как справедливо указывает Т.Г.

Черненко,

«покушение на преступление с формальным составом будет иметь место в том случае, когда выполнены не в полном объеме действия, входящие в объективную сторону преступления»

[3, с. 96]. Квалификация, которую следует признать верной, дана в приговоре Сергие-во-Посадского городского суда Московской области от 6 июня 2019 г.

по делу N 1-334/2018: Н., являясь директором общества с ограниченной ответственностью, не имел лицензий на закупку, хранение и розничную продажу алкогольной продукции. С целью извлечения дохода в крупном размере от незаконного оборота алкогольной продукции он произвел ее закупку, пере- вез для последующей розничной торговли в арендованный магазин, где дал указания подчиненным ему продавцам, не подозревавшим о его преступных намерениях и отсутствии соответствующей лицензии, осуществлять розничную продажу вышеуказанной алкогольной продукции.

Однако довести до конца умысел, направленный на розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии, Н. не смог в связи с тем, что его преступные действия были пресечены сотрудниками полиции.

Таким образом, Н. совершил покушение на розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии в крупном размере*.

В указанном приговоре речь идет о розничной продаже алкогольной продукции, которая сама по себе подлежит лицензированию. Вместе с тем в соответствии с абз.

5 п. 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.

Это означает, что, если признать верной квалификацию, данную в приговорах, упомянутых в начале данной статьи, то и в последнем примере необходимо квалифицировать действия Н. как оконченное преступление, поскольку он закупил и хранил алкогольную продукцию. Однако следует учитывать, что общественная опасность комментируемого преступления состоит в вовлечении «алкогольной продукции» в оборот и извлечении прибыли без уплаты налогов в бюджет**.

Однако следует учитывать, что общественная опасность комментируемого преступления состоит в вовлечении «алкогольной продукции» в оборот и извлечении прибыли без уплаты налогов в бюджет**. Как справедливо ука- * Приговор Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 6 июня 2019 г.

по делу N 1-334/2018 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: http://sudact.ru ** См. пояснительную записку к законопроекту N 50030-7

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)»

// Система обеспечения законодательной деятельности.

URL: http://sozd.duma.gov.ru зывает В.И.

Тюнин, такие деяния расширяют сферу незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, который, с одной стороны, подрывает экономические интересы лиц, осуществляющих законную торговлю, с другой — создает условия для теневого (бесконтрольного) распространения указанной продукции и таким образом, противоречит экономическим интересам государства [4, с.

190]. Важно обратить внимание и на особенности квалификации фактов частичного сбыта приобретенной алкогольной продукции, осуществляемого без лицензии.

Возникает вопрос о том, какой размер следует вменять — размер фактически проданной продукции или тот, который лицо намеревалось сбыть.

По действующему УК РФ возможны два варианта квалификации подобных деяний. Первый заключается в том, что инкриминировать необходимо тот размер (как квалифицирующий признак), который охватывался умыслом виновного, например, при квалификации получения или дачи взятки:

«Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере»

*.

Второй вариант позволяет квалифицировать деяния виновных, отталкиваясь от размера предмета посягательства. Например, деяние следует оценивать как покушение на хищение чужого имущества с причинением значительного ущерба гражданину, если последствия в виде причинения такого ущерба не наступили по не зависящим от виновного обстоятельствам**.

* См. пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

(Рос. газ. 2013. 17 июля). iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . ** См. пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 дек. 2002 г. N 29

«О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

(Рос. газ. 2003. 18 янв.). Аналогичным образом квалифицируются факты сбыта наркотических средств: при направленности умысла на сбыт наркотических средств в крупном размере, но фактической передаче только части запрещенного вещества, не образующей квалифицированного признака, деяние подлежит квалификации как покушение на сбыт наркотиков в крупном (особо крупном) размере.

Можно было бы сказать, что квалификация фактически неоконченного преступления как юридически оконченного зависит от законодательной конструкции его состава, но правоприменитель не является последовательным в этом вопросе.

Так, дача взятки в крупном размере, состав которой сконструирован как формальный, является оконченным преступлением в момент передачи первой суммы. В то же время незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере (формальный состав) получает уголовно-правовую оценку только как покушение на сбыт запрещенных веществ в соответствующем размере, равно как и в случаях с хищением (материальный состав).

Иначе обстоит дело с квалификацией деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 186 УК РФ

«Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»

. Согласно указанной норме ответственность наступает не только за сбыт поддельных денег, но и за их изготовление, хранение и перевозку, совершенные в целях сбыта.

Диспозиция этой нормы позволяет квалифицировать как оконченное преступление действия, обладающие высокой степенью общественной опасности, совершаемые с целью сбыта, но без самого факта сбыта, в том числе в крупном (особо крупном) размере. Поскольку в отношении момента окончания преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.

171.3 УК РФ, отсутствуют разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, то следует отметить, что действующая редакция комментируемой нормы позволяет квалифицировать закупку, перевозку, хранение «алкогольной продукции» в особо крупном размере, совершаемые с целью сбы- та, при сбыте только части партии товара как покушение на незаконный оборот алкогольной продукции в особо крупном размере. Преступление в приговоре суда должно быть описано следующим образом: Х. совершил покушение на поставку алкогольной продукции в особо крупном размере без лицензии в случае, если такая лицензия является обязательной.

Указание в приговоре суда при описании преступления на закупку, перевозку и хранение «алкогольной продукции» имело бы смысл при условии, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171.3 УК РФ, относилось бы к категории тяжких, и только в случае пресечения противоправной деятельности до факта поставки (сбыта).

При этом суд должен располагать доказательствами того, что указанные действия совершены с целью поставки (сбыта).

Такое деяние квалифицировалось бы как приготовление к поставке «алкогольной продукции» в особо крупном размере. Следует признать, что на практике такая квалификация была бы маловероятна.

Как указывалось выше, описание преступления как «хранение алкогольной продукции» или «перевозка этилового спирта» может иметь место в случае, когда названные действия совершаются с «алкогольной продукцией», не принадлежащей виновному.

Подытоживая отмеченное, следует отметить, что при описании объективной стороны незаконного оборота алкогольной продукции (ст.

171.3 УК РФ) законодатель использовал определение понятия «оборот», содержащееся в Законе N 171-ФЗ. Настоящее определение, вероятно, вполне удачно для отраслевого закона, так как участникам оборота «алкогольной продукции» понятно, какая деятельность попадает в сферу его регулирования, однако его перенос в диспозицию уголовно-правовой нормы следует признать нецелесообразным.

Изложенное обусловлено не только ошибками квалификации, но и тем, что при буквальном толковании нормы следует неизбежно прийти к следующему выводу: ответственность наступает не за одну поставку или за одну перевозку «алкогольной продукции», а за поставки или перевозки, то есть за действия, совершенные не менее двух раз, в то время как закупка может быть осуществлена однократно.

При этом следует обратить внимание на то, что по одному договору поставки или договору перевозки указанные операции могут совершаться не один раз.

Кроме того, возникают вопросы о том, чем — перевозкой или перевозками — является для целей ст. 171.3 УК РФ перемещение груза по одному договору перевозки несколькими машинами или за несколько подходов, а также поставкой или поставками является продажа разного товара по двум договорам поставки, если этот товар доставлялся за один рейс. Как представляется, правоприменитель должен оценивать фактическое поведение сторон, а не прикрываемые различного рода сделками и отраженные лишь в документах хозяйственные операции, которые являются «нереальными».

Вместе с тем следует отметить, что ответы на поставленные вопросы требуют более детального исследования. Кроме того, полагаем, что указание в диспозиции комментируемой нормы на розничную продажу спиртосодержащей продукции является излишним, поскольку такая деятельность, в отличие от поставки названной продукции, не подлежит лицензированию (п. 4 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). М.В.

Бавсун и Д.В. Попов справедливо отмечают, что

«количество норм уже давно преобладает над их качеством, а желание законодателя зарегламентировать все, что можно, также начинает превалировать над здравым смыслом»

[5, с.

123; 6, с. 8]. Это относится и к анализируемой новелле, что нельзя признать правильным, поскольку применение норм УК РФ оказывает колоссальное влияние на судьбу конкретных людей и общества в целом.

Считаем, что для эффективной уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере государственного регулирования оборота алкогольной продукции необходимо внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 171.3 УК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Производство, закупка (в том числе импорт), хранение, перевозка в целях сбыта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а равно поставка (в том числе экспорт) и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосо- держащей продукции, если эти действия совершены без соответствующей лицензии, когда такая лицензия обязательна, и в крупном размере.»

. Такое решение также будет способствовать изоморфизму [7, с.

147] уголовно-правовых норм, поскольку в смежной ст. 171.1 УК РФ, а также ст. 146, ч. 5 ст. 171.1, ст.ст. 191.1, 228.1, 234, 238 УК РФ, предусматривающих схожие по механизму со- вершения преступления*, деяние описано с указанием на цель сбыта.

* Схожесть механизмов совершения указанных преступлений, на наш взгляд, заключается в том, что противоправные деяния, как правило, изготовление, хранение, приобретение, перевозка совершаются с такими объектами гражданского оборота, с которыми разрешается совершать указанные действия только при наличии специальных условий (разрешений, статуса).

Список литературы 1. Белецкий И.А., Маскаев А.Н. Закупка, перевозка и хранение алкогольной продукции в крупном размере без цели сбыта — преступление?

// Адвокатская практика. 2019. N 2. С. 3-6. 2. Жилкин М.Г. Вопросы квалификации преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Уголовное право. 2019. N 1. С. 29-37. 3. Черненко Т.Г. Некоторые вопросы квалификации приготовления к преступлению и покушения на преступление // Вестник Кузбасского института.
Некоторые вопросы квалификации приготовления к преступлению и покушения на преступление // Вестник Кузбасского института. 2016. N 3. С. 95-102. 4. Тюнин В.И.

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ) в системе преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сб.

докл. по итогам IV Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Тула, 2019. С.

189-193. 5. Бавсун М.В., Попов Д.В. Гиперопределенность уголовного права как предпосылка его деградации // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы междунар.

науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 123-127. 6. Бавсун М.В. От неопределенности к гиперопределенности уголовного закона // Оптимизация правовой основы противодействия преступности: к 25-летию Конституции Российской Федерации: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ.

конф. с междунар. участием: в 2 ч.

Ч. 1. Волгоград, 2019. С. 8-13.

7. Иванчин А.В. Конструирование состава преступления: теория и практика: монография.

М.: Проспект, 2014. 352 с. References 1.

Beletskiy I.A., Maskaev A.N. Zakupka, perevozka i hranenie alkogol’noy produktsii v krupnom razmere bez tseli sbyta — prestuplenie? [The purchase, transportation and storage of alcoholic beverages on a large scale without the purpose of sale — a crime?].

Advokatskaya praktika — Law practice, 2019, no. 2, рp. 3-6. 2. Zhilkin M.G. Voprosy kvalifikatsii prestupleniy v sfere proizvodstva I oborota etilovogo spirta, alkogol’noy i spirtosoderzhashchey produktsii [Issues of qualification of crimes in the production and circulation of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products]. Ugolovnoe parvo — Criminal Law, 2019, no.

1, рp. 29-37. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 3. Chernenko T.G. Nekotorye voprosy kvalifikatsii prigotovleniya k prestupleniyu i pokusheniya na prestuplenie [Some issues of qualification of preparation for a crime and attempted crime].

Vestnik Kuzbasskogo instituta — Bulletin of the Kuzbass Institute, 2016, no. 3, рp. 95-102. 4. Tyunin V.I. Nezakonnaya roznichnaya prodazha alkogol’noy i spirtosoderzhashchey pishchevoy produktsii (st.

171.4 UK RF) v sisteme prestupleniy, svyazannyh s nezakonnym oborotom alkogol’noy i spirtosoderzhashchey produktsii [Illegal retail sale of alcohol and alcohol-containing food products (Art. 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation) in the system of crimes related to the illicit trafficking of alcohol and alcohol-containing products]. Aktual’nye voprosy ekonomiki i upravleniya na sovremennom etape razvitiya obshchestva [Actual problems of economics and management at the present stage of development of society].

Tula, 2019. Pp. 189-193. 5. Bavsun M.V., Popov D.V. Giperopredelennost’ ugolovnogo prava kak predposylka ego degradatsii [Hyperdetermination of criminal law as a prerequisite for its degradation]. Ugolovnaya politika i kul’tura protivodeystviya prestupnosti [Criminal policy and culture of countering crime].

Krasnodar, 2019. Pp. 123-127. 6. Bavsun M.V. Ot neopredelennosti k giperopredelennosti ugolovnogo zakona [From uncertainty to overdetermination of criminal law].

Optimizatsiya pravovoy osnovy protivodeystviya prestupnosti: k 25-letiyu Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [Optimization of the legal framework for combating crime: the 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation. In 2 parts. Part 1]. Volgograd, 2019. Pp. 8-13. 7. Ivanchin A.V. Konstruirovanie sostava prestupleniya: teoriya I praktika [Construction of the crime: theory and practice].

Moscow, Prospect Publ., 2014.

352 p.

Специализированные интернет ресурсы

Сегодня в интернете активно работают различные ресурсы и сервисы, с помощью которых граждане могут подать жалобу и рассказать о фактах незаконной продажи алкоголя.

Некоторые сайты дают возможность загружать фото и видео доказательства противоправного деяния. Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33 Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12 Бесплатная горячая линия по всей России: 88006003901Одним из самых известных ресурсов подобного характера является проект «Сердитый гражданин».

Администрация сайта и активисты движения проведут собственную проверку и предпримут все законные меры по пресечению нарушения.

Статья 171.3. Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

. Производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двух миллионов до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо без такового.

. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  1. б) в особо крупном размере, —
  2. а) организованной группой;

наказываются штрафом в размере от трёх миллионов до четырёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет либо без такового. Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаётся стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

В какие дни запрещено продавать алкоголь?

Список этих дней в каждой области РФ свой. Так, согласно ФЗ №171-ФЗ власти на местах имеют полное право вводить дополнительные дни запрета на продажу горячительных напитков.

Однако по всей России запрещено продавать алкоголь в такие дни:

  1. день, на который припадает последний звонок, а также выпускной день;
  2. 1 сентября – День знаний;
  3. 11 сентября – День трезвости;
  4. 27 июня – День молодежи.
  5. 1 июня – День защиты детей;

Во многих регионах местные власти дополнили этот список, например, во Владимирской области запрещено продавать горячительные напитки в День семьи, в Пермском крае – на День Победы, День пограничника, День России и т. д.

Административный штраф за продажу контрафактной продукции

Административный штраф за контрафакт накладывается в следующих случаях: За нарушение авторских прав (ч.

1 ст. 7.12 КоАП) физические лица могут быть оштрафованы на сумму от 1,5 до 2 т.

р., должностные лица – от 10 до 20 т. р., юридические лица – от 30 до 40 т.

р. При этом контрафактная продукция и средства ее воспроизведения конфискуются. За незаконное использование средств индивидуализации (товарных знаков, знаков обслуживания и т.п.) при продаже товаров в соответствии с ч.
2 ст. 14.10 КоАП предусмотрены следующие санкции:

  1. для граждан в размере двукратной стоимости товара, но не менее 10 т. р.,
  2. для юридических лиц в размере пятикратной стоимости, но не менее 100 т. р.
  3. для должностных лиц в размере трехкратной стоимости, но не менее 50 т. р.,

В иных случаях незаконного использования товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений к нарушителям применяются следующие штрафы (ч.

1 ст. 14.10 КоАП РФ):

  1. для граждан 5 т. р. – 10 т. р.,
  2. для должностных лиц 10 т.р. – 50 т. р.,
  3. для юрлиц 50 т. р. – 200 т. р.

При незаконном производстве, ввозе или продаже фальсификата и контрафакта лекарств, БАДов и медизделий, а равно и при продаже недоброкачественных медикаментов нарушителей ожидает (ст.

6.33 КоАП РФ):

  1. физлиц – штраф 70 т. р. – 100 т. р.,
  2. должностных лиц и ИП – штраф 100 т. р. – 600 т. р., или приостановление деятельности до 90 суток,
  3. организации – штраф 1 млн р. – 5 млн р., или 90 суток приостановления бизнеса.

Во всех случаях контрафактный товар, материалы и средства для его производства подлежат конфискации. Кроме того, продавец контрафакта и фальсификата может быть оштрафован за обман потребителей и недобросовестную конкуренцию. Введение покупателей в заблуждение о товарных потребительских свойствах и качестве (ст.

14 .7 КоАП РФ) обойдется нарушителям в сумму штрафа, равную: – для физлиц – 3 т. р. – 5 т. р., – для должностных лиц – 12 т. р. – 20 т.р., – для организаций – 100 т.

р. – 500 т. р. А введение в оборот товаров с незаконно используемыми товарными знаками и прочими средствами индивидуализации, расцениваемое как недобросовестная конкуренция (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ), влечет: – для должностных лиц – штраф 20 т.

р., или дисквалификацию до 3 лет, – для юрлиц – штраф от 1/100 до 1/15 выручки от продажи такого товара, но не менее 100 т.

р. Следует иметь в виду, что предприниматель с точки зрения КоАП является должностным лицом (ст. 2.4). Поэтому штраф за торговлю контрафактом для ИП применяется в размере, предусмотренном для должностных лиц.

Т.е., штраф за контрафакт для ИП существенно превысит санкции, накладываемые на «обычное» физическое лицо.

УК РФ

Уголовный кодекс регламентирует ответственность за нарушение – нелегальное производство и торговля спиртосодержащими напитками в больших объемах. В данном случае подразумевается сумма свыше 100000 р., но меньше миллиона:

  1. санкции 2-3 млн. рублей;
  2. заключение под стражу на срок до трех лет.
  3. общественные работы на период до 36 месяцев;

В качестве дополнительной меры, судебный орган вправе лишить возможности хозяина бара или магазина, а также сотрудника, занимать определенный пост или вести деятельность.

В ситуации, когда место имел групповой сговор, в рамках которого на территории торговой точки продавался алкоголь в большом количестве на сумму более миллиона рублей, наказание будет суровым. Посмотрите видео: «Незаконная продажа алкогольной продукции.» Ответственность:

  1. наложение штрафа в объеме 3-4 млн. руб.;
  2. заключение под стражу и лишение свободы до пяти лет.
  3. принудительные работы на период до 60 месяцев;

Кроме того, определение «незаконная продажа алкоголя» фигурирует в , за нарушение которой предусмотрены меры за поштучную реализацию спиртного.

Однако эта норма актуальна в том случае, если виновное лицо ранее получало предупреждения в виде административного наказания.

Под статью за нелегальную продажу спиртного попадает следующая категория населения:

  1. предприниматели без образования ИП или ООО.
  2. физлица, ведущие деятельность в сфере розничной торговли;

К уголовно наказуемым деяниям в рамках незаконной реализации спиртного не попадает следующая продукция:

  1. сидр;
  2. медовуха;
  3. пиво.

Реклама интернет-площадок, занимающихся сбытом алкоголя, в СМИ находится под запретом.

Любые магазины, предлагающие пользователям Internet продукцию, блокируются еще до начала судебного разбирательства.Основным фактором «закрытия» аккаунта или сайта является отсутствие сертификации, т. к. реализатор часто не уплачивается акцизы и НДС.

Наказание за производство и продажу нелегального алкоголя ужесточат

Озвучить текст Выделить главное вкл выкл В Уголовном кодексе (УК) РФ может появиться отдельная статья за незаконные производство и оборот нелицензионных алкогольных напитков. Соответствующий законопроект (есть в распоряжении «Известий») подготовило Министерство сельского хозяйства РФ.

Кроме того, ведомство также предлагает увеличить штрафы за производство и оборот нелицензионного алкоголя, установить ответственность физлиц за его продажу и предусмотреть уголовную ответственность за неоднократную незаконную продажу спиртных напитков. В Минсельхозе утверждают, что законопроект поддержит отечественных производителей алкоголя, терпящих убытки из-за нелегальных производителей и продавцов.Согласно законопроекту, УК предлагается дополнить ст.

171.3

«Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, если это повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия»

.

В качестве меры наказания предлагается либо штраф от 2 млн до 3 млн рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет и штрафом до 1 млн рублей.

За преступление в особо крупном размере предусмотрен штраф от 3 млн до 4 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 3 лет. За незаконное производство и оборот нелегального алкоголя «в особо крупном размере» либо при совершении преступления организованной группой предлагается штраф от 4 млн до 5 млн рублей либо лишение свободы или принудительные работы на срок до 6 лет.Отметим, сейчас производство нелицензионного алкоголя классифицируется по ч.

3 ст. 14.17 КоАПа, предусматривающей штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией оборудования и продукции.

Она продолжит действовать и в случае вступления предложенной статьи в УК для случаев, не повлекших крупного ущерба или вреда здоровью.

Существующий штраф Минсельхоз предлагает повысить и взимать его в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.Торговля нелегальным алкоголем сейчас трактуется как

«незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена»

(ст. 14.2 КоАПа, максимальный штраф для продавца — 2 тыс.

рублей, для юрлица — 40 тыс. рублей).Согласно предложениям Минсельхоза, в КоАПе предлагается отдельно обозначить персональную ответственность продавца нелицензионного спиртного. Для этого КоАП предлагается дополнить ст.

14.17.1 «Незаконная продажа алкогольной продукции», предусматривающей для преступившего закон гражданина штраф от 10 тыс. до 15 тыс. рублей с конфискацией продукции.Также Минсельхоз предлагает ввести в УК ст. 171.4 «Незаконный сбыт алкогольной продукции».

Применении статьи предполагается лишь в том случае, если преступление было совершено неоднократно.

В качестве наказания предусматривается штраф от 50 тыс. до 80 тыс. рублей либо до 1 года исправительных работ.В пояснительной записке к законопроекту указано, что

«в последнее время отмечается увеличение случаев производства и оборота»

нелегального алкоголя.« Высокая доходность деятельности по незаконному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также достаточно низкий размер административных штрафов за их совершение являются причиной роста числа указанных деяний, — считают в Мисельхозе.В ведомстве отмечают, что «сложившаяся ситуация приводит к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке Российской Федерации и резкому снижению уровня его легальности».Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз подтвердил, что рынок нелегальной алкогольной продукции в России активно растет.— Он растет последние 20 лет, особенно — последние 3 года.

Сейчас 65% объема потребляемого россиянами алкоголя произведено нелегально. Больше всего нелицензионных крепких напитков — нелегальна половина потребляемого объема в этом сегменте, — говорит Дробиз.По его мнению, ужесточение наказания за производство оборот паленой водки не сведет нелегальный рынок на нет, но «хорошо напугает» многих.— Этот рынок процветает, потому что покупать нелицензионную водку гораздо дешевле.

От повышения стоимости спиртного россияне не начинают меньше пить, а ищут способ получить алкоголь дешевле, — говорит Дробиз.Эксперт считает, что сокращению рынка нелегального алкоголя будет способствовать снижение цен на легальное спиртное либо повышение зарплат граждан.— Еще в 2013 году признано, что мы пьем так же, как и в Евросоюзе, — по 12,5 л спирта на душу населения в год. Но у нас в регионах средняя зарплата — 10 тыс. рублей в месяц, на них можно купить 40 бутылок легальной водки.

А, например, француз, или немец, или любой другой житель стран Евросоюза на пособие по безработице может купить 200 бутылок водки. Из-за этой разницы в доступности растет нелегальный рынок, — уверен Дробиз.Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе сообщил, что уголовные статьи применялись к торговцам нелицензионным алкоголем и ранее.— Их судили по ст. 171 УК как незаконных предпринимателей, это достаточно распространенная практика, — сказал Трапаидзе.Отметим, упомянутая статья предусматривает штраф до 300 тыс.

рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев. Трапаидзе считает, что ожидать значительного сокращения рынка нелегальной продукции из-за ужесточения ответственности не стоит.— Изменятся только санкции, а механизм борьбы меняться не будет.

Как и прежде, всё зависит от работы правоохранительных органов, — утверждает юрист.

Поделиться: Подпишитесь и получайте новости первыми

«В совокупности законодателем значительно ужесточена административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также предусмотрена уголовная ответственность за данные деяния, совершенные в крупном и особо крупном размерах», — сообщил начальник отдела исполнения административного законодательства УМВД России по г.

Ижевску Сергей Денников. Так, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 171.3 (

«Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

).

Ранее за нарушение лицензионных требований к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции была предусмотрена только административная ответственность по ст.

14.1, 14.16, 14.17 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года в случае таких нарушений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а равно организованной группой, предусматривается уголовная ответственность. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей. «Санкциями ст. 171.3 УК РФ кроме крупных штрафов в размере до 4 млн.

рублей предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет», — подчеркнул руководитель профильного подразделения УМВД России по г. Ижевску. Также ранее за нарушение правил продажи, в том числе розничной, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусматривалось привлечение к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. С 26 августа 2017 года Уголовный кодекс РФ дополнен ст.

171.4

«Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции»

.

«Указанная статья уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность при неоднократностирозничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию»

, — рассказал Сергей Денников.

В свою очередь, с 31 июля 2017 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен ст. 14.17.1

«Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами»

.

Под действие данной статьи Уголовного кодекса не подпадает розничная реализация пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи, а также розничная продажа вина, игристого вина, осуществляемая сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).Санкции ст. 171.4 УК РФ предусматривают наказание в виде штрафов в размере от 50 000 до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительных работ на срок до одного года Как напомнил Сергей Денников, ранее уголовная ответственность предусматривалась только при неоднократности розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему (ст. 151.1 УК РФ). Санкции указанных выше статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают и конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» дополнена частью 8 «Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

«Таким образом, розничная продажа в сети Интернет алкогольной и спиртосодержащей продукции с 31 июля 2017 года является административным правонарушением, влекущим наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей»

, — пояснил Сергей Денников. Представитель УМВД России по г.

Ижевску рассказал и о новеллах, вступающих в силу с начала следующего 2019 года.

Так, в соответствии с указанными выше Федеральными законами РФ вступят в законную силу с 1 января 2019 года вступят следующие изменения: — будет запрещено перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека (ответственность предусмотрена ст. 14.17.2 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения); — будут запрещены перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом и железнодорожным подвижным составом без использования средств ГЛОНАСС/GPS (ответственность за неисполнение данного требования наступает с 1 июня 2019 года).

Пресс-служба УМВД России по г. Ижевску

Уголовная статья 171

Продажа алкоголя — это особый вид предпринимательской деятельности, который подразумевает наличие лицензии.

Производство, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двух миллионов до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

2. Классический советский комедийный фильм «Самогонщики» высмеял незадачливых «предпринимателей», которые занимались незаконным производством алкоголя.

Что и говорить, в СССР за самогоноварение можно было получить серьезный срок. Многие удивятся, однако в современном административном и уголовном законодательстве нашей страны также установлена ответственность, но не за производство, а за продажу самодельного алкоголя.