Проводки по субсидии из бюджета есхн

Проводки по субсидии из бюджета есхн

Отражение возврата субсидий


Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  1. времени получения основного транша;
  2. способа отражения этого получения.
  • Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
  • Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении.

    Вернуть средства нужно с помощью проводки:

    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
  • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  1. дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
  2. дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2019 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками: Операции Д/т К/т Сумма Зачислены средства из бюджета 51 86 3 500 000 Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы 08 60 3 500 000 Участок принят к учету 01 08 3 500 000 Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов 86 98/2 3 500 000 Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок 98/2 91/1 194 444

Из авторитетных источников

“Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств.

В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложения, и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ”.

МЕЛЬНИЧЕНКО Анатолий Николаевич Государственный советник РФ 1 класса Так что «патентным» упрощенцам безопаснее применять тот же подход, что и вмененщикам. То есть по окончании года подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней субсидию и в доходах, и в расходах; ; .

В результате НДФЛ платить не придется, если вся субсидия израсходована.

Как учесть в целях ЕСХН полученные субсидии на развитие сельского хозяйства?

Ответ: Субсидии получены на развитие малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.Обоснование: Плательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно критериям, установленным в Налогового кодекса РФ.В частности, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля реализации сельхозпродукции или доля дохода от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в общем доходе от реализации составляет не менее 70% ( НК РФ). НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитываются доходы, определяемые в соответствии с и НК РФ.Согласно НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.Доходы от реализации определяются в порядке, установленном НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном НК РФ.При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в НК РФ ( НК РФ).На основании НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.В соответствии с НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.В указанной речь идет только о некоммерческих организациях и целевых поступлениях на ведение их уставной деятельности.Доходы организаций и индивидуальных предпринимателей, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в порядке, предусмотренном НК РФ ( Минфина России от 15.03.2016 N 03-11-11/14239).Таким образом, денежные средства, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями в виде субсидий на развитие сельского хозяйства, должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу ( НК РФ).Вместе с тем следует иметь в виду: НК РФ предусмотрено, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным от 24.07.2007 N 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.С уважением к вашему бизнесу,Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой ЕленыУже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой ЕленыПодписывайтесь на нас:Список всех публикаций блога вы найдёте Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Сельхозпредприятию выделены средства бюджета

Для того чтобы поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей, из федерального бюджета им выделяют средства. Однако в Налоговом кодексе РФ отсутствуют четкие указания о том, как следует регулировать вопросы налогообложения сумм государственной поддержки.Финансисты ответили на ряд вопросов.

В частности, они разъяснили, что полученные субсидии не включаются в облагаемую базу НДС. О порядке отражения ситуации в учете и пойдет далее речь.Бухгалтерский учет субсидий.Для помощи сельскому хозяйству предусматривают средства в федеральном бюджете.

В бюджеты субъектов РФ их перечисляет Минсельхоз России. А уже из региональных бюджетов субсидии поступают к сельскохозяйственным организациям. Причем помимо федерального, выделять субсидии могут областные и даже муниципальные бюджеты.Цели, на которые могут быть предоставлены субсидии, также различны.

Они могут быть направлены на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, на приобретение средств химизации или сельхозтехники и т.

д. Но в любом случае в бухгалтерском учете для отражения полученных сумм применяют правила, установленные .Согласно пункту 4 ПБУ 13/2000, бюджетные субсидии в целях бухгалтерского учета подразделяют на две группы:– средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств); – средства на финансирование текущих расходов.Поэтому, руководствуясь нормативными актами на выделение организации субсидий, бухгалтеру необходимо четко определить, на какие цели выделены денежные средства, являются ли эти цели определенными.на капитальные вложенияПунктом 7 ПБУ 13/2000 установлено, что бюджетные средства отражают в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.

п.Далее бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов. Такое списание делают на систематической основе – по мере начисления амортизации.

Причем при вводе объекта в эксплуатацию сумму целевого финансирования учитывают уже в качестве доходов будущих периодов.

Такие правила установлены пунктами 8–9 ПБУ 13/2000.Пример 1Сельскохозяйственная организация получила из бюджета субсидию на приобретение сельхозтехники – 1 180 000 руб. При ее покупке поставщик выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб.

(в том числе НДС – 180 000 руб.). Срок полезного использования приобретенной технике установили 100 месяцев.Ситуацию отразили следующими записями:Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86 – 1 180 000 руб.

– начислена задолженность по целевому финансированию на основании уведомления о выделении бюджетных ассигнований;Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» – 1 180 000 руб. – поступили средства на расчетный счет;Дебет 08 Кредит 60 – 1 000 000 руб.

(1 180 000 – 180 000) – принята сельскохозяйственная техника от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 180 000 руб. – отражена сумма «входного» НДС;Дебет 60 Кредит 51 – 1 180 000 руб. – перечислена поставщику стоимость техники за счет средств целевого финансирования;Дебет 01 Кредит 08 – 1 000 000 руб. – введена в эксплуатацию приобретенная техника;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб.

– введена в эксплуатацию приобретенная техника;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб.

– учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на покупку техники;Дебет 86 Кредит 98 – 180 000 руб.

– учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;Дебет 68 Кредит 19 – 180 000 руб. – произведен вычет «входного» НДС;Дебет 98 Кредит 91 – 180 000 руб.

– учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету.Ежемесячно по мере начисления амортизации делают следующие записи:Дебет 20 Кредит 02 – 10 000 руб.

(1 000 000 руб. : 100 мес.) – начислена амортизация;Дебет 98 Кредит 91 – 10 000 руб. – учтены в составе прочих доходов доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.Обратите внимание: записи о зачислении сумм целевого финансирования в доходы будущих периодов на стоимость техники и сумму «входного» НДС мы показали отдельно.

Дело в том, что эти суммы признают доходом в разное время и по разным основаниям.Мы рассмотрели записи для случая, когда организация получила субсидию на полную стоимость приобретаемой техники, включая и НДС. Однако бывают ситуации, когда субсидию выделяют частично и уплату НДС поставщику не субсидируют. Тогда записи по дебету счета 86 и кредиту счета 98 на сумму уплаченного налога делать не нужно.При частичном субсидировании в аналитическом учете по каждому приобретенному объекту необходим раздельный учет.

То есть к инвентарной карточке по форме № ОС-6 нужно приложить бухгалтерскую справку, в которой указать, какая часть оплачена за счет собственных средств, а какая за счет государственной помощи.

Кроме этого к счету 02 для целей налогового учета следует выделить субсчета для сумм амортизации, начисленных на субсидированную часть основного средства и оплаченных за счет собственных средств.Отметим, что организации могут зафиксировать в учетной политике, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств. В этом случае начислять задолженность по целевому финансированию не нужно.

На фактически поступившую сумму сразу делают запись по дебету счета 51 и кредиту счета 86.на текущие расходыВ бухгалтерском учете бюджетные средства на финансирование текущих расходов подразделяют на следующие группы: – направленные на материальное обеспечение производства; – направленные на компенсацию уплаченных процентов по кредитам и затрат на страхование; – направленные на компенсацию потерь от стихийных бедствий.Для учета таких субсидий ПБУ 13/2000 предусмотрены правила, схожие с правилами учета средств, выделенных на капитальные вложения. Только доход признается не по мере начисления амортизации, а по мере признания расходов, которые покрываются за счет субсидий.Пример 2Организация получила бюджетные средства на приобретение дизельного топлива в сумме 1 180 000 руб.

Поставщик топлива выставил счет-фактуру на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС –180 000 руб.). В учетной политике зафиксировано, что субсидии принимаются к учету по мере фактического поступления средств.Бухгалтерские записи будут такими:Дебет 51 Кредит 86 – 1 180 000 руб.

– поступили средства финансирования на расчетный счет;Дебет 10 Кредит 60 – 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000) – принято к учету топливо, полученное от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 180 000 руб.

– учтен «входной» НДС;Дебет 60 Кредит 51 – 1 180 000 руб.

– оплачена поставщику стоимость топлива;Дебет 86 Кредит 98 – 1 000 000 руб. – учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, израсходованные на покупку топлива;Дебет 86 Кредит 98 – 180 000 руб.

– учтены в составе доходов будущих периодов средства целевого финансирования, направленные на оплату НДС поставщику;Дебет 68 Кредит 19 – 180 000 руб. – произведен вычет «входного» НДС;Дебет 98 Кредит 91 – 180 000 руб.

– учтена в составе прочих доходов сумма НДС, уплаченная поставщику и принятая к вычету;Дебет 20 Кредит 10 – 500 000 руб. – отпущена часть топлива для выполнения полевых работ;Дебет 98 Кредит 91 – 500 000 руб.

– признаны в составе прочих доходов текущего периода доходы будущих периодов в сумме израсходованного топлива.Учет субсидий при налогообложении прибылиПолученные сельхозорганизацией субсидии налогооблагаемый доход сельхозпредприятий не увеличивают. Это следует из положений статьи 251 Налогового кодекса РФ. В пункте 2 этой статьи указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления.

А ведь к ним и относятся целевые поступления из бюджета.Не включают в доходы бюджетные субсидии и организации, перешедшие на уплату ЕСХН.

Такая норма содержится в пункте 1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Подтвердили это и чиновники Минфина России в письме от .Отметим, что здесь должно выполняться условие о целевом предназначении таких средств. То есть они должны быть использованы получателем строго на те цели, на которые выделены.Что касается учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий, то здесь ситуация несколько сложнее.

То есть они должны быть использованы получателем строго на те цели, на которые выделены.Что касается учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий, то здесь ситуация несколько сложнее. Обратимся к подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

В нем сказано, что при исчислении налога на прибыль амортизация по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.По государственной помощи на текущие расходы такая прямая норма не установлена.Однако логично предположить, что и в этом случае расходы учитываться не должны. Ведь не учитывая в доходах сумму субсидий, но приняв произведенные за счет нее расходы, можно исказить налоговую базу.

Поэтому в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ указано, что получатели целевых поступлений из бюджета обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.Подтверждением этому служат пункт 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утвержден приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н) и письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/4/178.А как быть с налогом на добавленную стоимость?Что касается налога на добавленную стоимость, здесь также возникает ряд вопросов.

Ответим на них.Нужно ли включить полученные субсидии в налоговую базу по НДС? Напомним, что объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ (ст.

146 Налогового кодекса РФ).Причем термин «реализация» понимается в том значении, которое содержится в статье 39 Налогового кодекса РФ. В рассматриваемом нами случае получение средств из бюджета никак не связано с реализацией бюджету каких-либо товаров.

Нельзя применить и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 главного налогового документа. Ведь в нем сказано о том, что налоговую базу следует увеличить на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). А организация получает средства (субсидию) не в результате реализации: организация бюджету ничего не продавала.

Согласился с таким подходом и Минфин России в письме от 14 мая 2008 г.

№ 03-07-11/181.Можно ли принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам за счет субсидий? По нашему мнению, организация имеет такое право.Глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не ставит применение вычетов в зависимость от источника средств, за счет которого приобретено имущество.

Правила применения вычетов установлены в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

Они сводятся к тому, что вычет правомерен, когда приобретенное имущество используется для облагаемых НДС операций, это имущество оприходовано и организация получила от поставщика правильно оформленный счет-фактуру.Когда сельхозорганизация приобретает имущество за счет субсидий, эти условия она выполняет. Тем более что при реализации выращенной продукции она предъявит покупателям соответствующие суммы НДС.

Поэтому она имеет право на вычет НДС на общих основаниях. Подтвердил такое право в подобной ситуации и Президиум ВАС РФ в постановлении от 4 сентября 2007 г. № 3266/07. Минфин России в письме № 03-07-11/181 тоже согласился с этим.Не всякая господдержка – целевое поступлениеНередко власти субъектов РФ организуют соревнования между хозяйствами.

После подведения итогов победители в виде награды получают некоторые суммы. Такие средства нельзя признать целевыми, поскольку нет расходов, компенсировать которые они должны. Для них применяют совершенно другие правила учета.

Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налоговый учет

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевого финансирования. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Однако заметим: данная норма действительна только для бюджетных и автономных учреждений.

Перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования, исчерпывающий. Это подтверждают и чиновники в письме Минфина России от 12 февраля 2010 г.

№ 03-03-06/1/68. Поэтому сельхозпредприятия при получении таких средств должны включить их в доходы.

В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления.

Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие.

Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям. Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах. Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы. Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования.

Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования. Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов.

Возможна и обратная ситуация: если суммы господдержки не учитываются в доходах, то нельзя признать и соответствующие им расходы.

Так, например, в пункте 1 письма Минфина России от 14 сентября 2012 г.

№ 03-11-06/1/19 был рассмотрен следующий случай. Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, понесло убытки от засухи.

Часть потерь компенсировал бюджет. Чиновники разъяснили, что в составе расходов учитывается только разница между суммой убытка и средствами, выделенными на его покрытие.

Учтите: если предприятие вернуло в бюджет неиспользованный остаток субсидий, то эту сумму можно учесть в составе внереализационных затрат.

Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он перечислен (письма ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@ и Минфина России от 16 мая 2014 г. № 03-03-10/23121). Хозяйство может получать средства финансирования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

№ 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

. Но не только. Например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264ФЗ «О развитии сельского хозяйства» также предусмотрена госпомощь сельхозорганизациям.

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет. При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года. Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации.

Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство. Это предусмотрено:

  1. для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;
  2. для организаций которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
  3. для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;

Если хозяйство зарегистрировано на своего главу (индивидуального предпринимателя), то оно применяет особый порядок учета субсидий на основании пункта 4 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г.

Володкина, г. Ростов-на-Дону Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий

«на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров»

.

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств. Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту; .

А кредит вы гасите из своих средств.

Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  1. по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  1. по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  1. имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  1. имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

    Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):Дебет 51 (08, 10.) Кредит 76 – отражено поступление имущества (в т.

ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:Дебет 51 (08, 10.) Кредит 86 – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п.

2 ст. 154 НК РФ).Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании.

Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника.

То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник.

Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г.

№ 244-ФЗ.Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии. Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.Поступление товара отразите проводкой:Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары;Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» – таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.Начисление НДС при импорте отразите проводкой:Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.Возникновение кредиторской задолженности перед управляющей компанией отразите так:Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».Возникновение задолженности по предоставлению субсидии отразите так:Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.Сумму налога включите в стоимость товара:Дебет 41 Кредит 19 – НДС учтен в стоимости товара.По факту получения субсидии управляющей компанией проведите взаимозачет обязательств:Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством» – зачет обязательств.Такой порядок отражения операций следует из положений пунктов 5, 7, 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 19, 41, 60, 68, 76, 91).Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.Данную организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе.
№ 339.Поступление товара отразите проводкой:Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары;Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» – таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.Начисление НДС при импорте отразите проводкой:Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.Возникновение кредиторской задолженности перед управляющей компанией отразите так:Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» – отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».Возникновение задолженности по предоставлению субсидии отразите так:Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.Сумму налога включите в стоимость товара:Дебет 41 Кредит 19 – НДС учтен в стоимости товара.По факту получения субсидии управляющей компанией проведите взаимозачет обязательств:Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством» – зачет обязательств.Такой порядок отражения операций следует из положений пунктов 5, 7, 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 19, 41, 60, 68, 76, 91).Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.Данную организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе.

По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.БухучетВ бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка».

Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю.

Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования.

Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;Дебет 76 Кредит 90-1 – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90).

Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 г.

№ 03-07-11/389.Налог на прибыльУ организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п.

2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г.

№ 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 г.

№ ЕД-4-3/20368).НДСА нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства.

Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп.

2 п. 1 ст. 162 НК РФ).Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144, от 22 марта 2011 г.

№ 03-07-11/65, от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337. Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан.

Недополученный доход составил 100 000 руб. В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб. Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб.

поступила во II квартале. Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств: Дебет 51 Кредит 76 – 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов; Дебет 76 Кредит 90-1 – 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Хозяйство получило средства из бюджета

Некоторым хозяйствам выделяются бюджетные средства на развитие деятельности.

Получатели часто называют их грантами. На самом деле они являются субсидиями, пояснили чиновники Письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/710. А ведь вопрос разделения грантов и субсидий принципиален с точки зрения налогового законодательства.

Надо сказать, что в Гражданском кодексе РФ определения гранта нет. Тем не менее оно содержится в других законодательных актах. И даже не в одном. Во-первых, в статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ

«О науке и государственной научно-технической политике»

. Так, грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными или международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на конкретные цели, например на проведение определенных научных исследований.

Во-вторых, в статье 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

.

Здесь о грантах говорится как о целевых благотворительных пожертвованиях.

В-третьих, в статье 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В ней гранты приравниваются к государственному целевому финансированию.

Но в целом гранту присущи следующие признаки: 1) безвозмездность; 2) целевой характер; 3) общественная полезность. Поэтому в договор на предоставление гранта чаще всего включаются следующие условия: – целевое назначение гранта и подробная расшифровка финансируемых мероприятий; – срок действия гранта; – сумма гранта и порядок предоставления финансирования (чаще всего это единовременная выплата); – порядок представления отчетности об использовании полученных средств. Между тем в налоговом законодательстве есть собственное определение понятию «грант».

И приведено оно в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Итак, в целях исчисления налога на прибыль грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача и получение удовлетворяет следующим условиям.

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, в том числе в области охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, в том числе в области охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Отметим, что перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г.

№ 485. Во-вторых, гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом использовании средств. Выходит, что средства, получаемые коммерческими организациями, не признаются грантами.

Об этом же – в письмах Минфина России от 11 ноября 2011 г. № 03-11-11/281, от 14 февраля 2011 г.

№ 03-11-11/38, от 3 февраля 2011 г. № 03-11-11/25. При этом и субъекты «упрощенки», и плательщики единого сельскохозяйственного налога также должны руководствоваться правилами подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Это означает, что средства, полученные ими на развитие собственного бизнеса или создание новых рабочих мест, в целях налогообложения не могут быть отнесены к грантам.

Поэтому полученные хозяйством безвозмездные средства следует включать в состав внереализационных доходов, что следует из пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. А что тогда на самом деле получают коммерческие организации и предприниматели?

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. А в статье 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Региональными программами (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г.

№ 1089

«О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

) может предусматриваться предоставление субсидий на снижение напряженности на рынке труда. Согласно пункту 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ, суммы, полученные на содействие занятости безработных граждан за счет средств бюджетов, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов. А если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму понесенных расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

А в соответствии с пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ субсидии, полученные по Закону № 209-ФЗ, отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника.

Делать это можно в течение не более чем двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов.

В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации. Аналогичные положения установлены и для хозяйств, применяющих спецрежимы (п.

1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ – для субъектов упрощенной системы налогообложения и подп.

1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога). В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н, бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету только при соблюдении следующих условий: 1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств получателем будут выполнены; 2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Для учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование». Когда компания узнает о том, что ей будет выделена субсидия, (например, заключен договор), то она должна сделать проводку:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86– отражены средства целевого финансирования.Когда средства будут получены, нужно сделать проводку:ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76– получена субсидия. Пример.ООО «Знамя труда», уплачивающее ЕСХН, получило субсидию из регионального бюджета на освоение новой нетрадиционной сельскохозяйственной культуры на сумму 1 000 000 руб.

За отчетный период на эти цели израсходовали 756 000 руб. В бухучете будет записано:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86– 1 000 000 руб.

– заключен договор на получение субсидии;ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76– 1 000 000 руб. – получена субсидия на расчетный счет;ДЕБЕТ 20 (23, 26) КРЕДИТ 70 (69, 10, 02)– 756 000 руб. – отражены расходы компании, связанные с внедрением новой культуры; ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98– 756 000 руб.

– отнесены к доходам будущих периодов использованные средства субсидии; ДЕБЕТ 98КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»– 756 000 руб. – учтены в составе доходов средства субсидии по мере признания затрат.

В случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), «входной» налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен (подп.

6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии. При этом суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а списываются как прочие расходы согласно статье 264 Налогового кодекса РФ.

Из этого следует, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» налог на добавленную стоимость предъявить к вычету нельзя.

Хотя если субсидия получена не из федерального бюджета, то возмещать «входной» налог можно и восстанавливать его не нужно.Важно запомнить Субсидии, полученные из бюджета, включаются в состав налогооблагаемых доходов (и при общем режиме, и при «упрощенке», и при уплате единого сельхозналога). Правда, если речь идет о субсидиях, выделенных малым или средним предприятиям, они учитываются в составе доходов по мере расходования полученных субсидий.

Однако такой порядок налогового учета действует лишь в течение двух налоговых периодов (календарных лет) с момента получения бюджетных средств.Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №1, январь 2012 г.

Источник: Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса

«Финансовая газета», 2013, N 12 Видео (кликните для воспроизведения). Вопрос оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса был и остается актуальным.

Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

послужило основой для разработки как на федеральном, так и на региональных уровнях программ, которые, в свою очередь, предусматривают предоставление различного рода субсидий коммерческим организациям. Как правило, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при условии утверждения ими региональных целевых программ. Определение субсидий приведено в ст.

78 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 254-ПП субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г.